Получи документы

Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Лидия Кирсанова
Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Аннотация: В данной работе рассмотрены теоретические основы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.

Предпосылками для написания данной работы стали исследования Е. Н. Водовозовой, А. Н. Гвоздева, Л. С. Пешковского, А. С. Симонович, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинского. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина и др.

Ключевые слова: грамматика, грамматический строй, граматически правильная речь.

Публикация «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность темы нашего исследования обусловлена, прежде всего, тем фактом, что дошкольное образование является первой ступенью в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивация, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, формирование грамматических навыков является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

Кроме того, грамматически правильная речь представляет собой систему взаимодействия. слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Так согласно

Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «. формирование связной речи, грамматически диалогическая речь и правильный монолог, связная речь состоит из двух частей - диалог и монолог. Строительный материал для нее владение словарем и осваивание грамматического строя речи, т. е. умение менять слова, соединять их в предложения…»

Термин «грамматика» используется в языкознании в двух смыслах: во-первых, он означает грамматический строй языка, во-вторых, науку, совокупность правил изменения слов и соединения их в предложение. [2]

Некоторые особенности формирования грамматического строя речи дошкольников изучались в психологии. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в ходе различных речевых упражнений. В живой речи дети замечают согласованные значения грамматических морфем. К. Д. Ушинский отмечал: «На этой основе складывается обобщенная картина соотношения между знаменательными элементами слов и словоформами, что приводит к складыванию механизма аналогии, лежащего в основе языковой интуиции, в частности, проникновения в грамматический строй речи. "

Обучение грамматически правильной речи осуществляется в форме дидактических упражнений и игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут быть предметы природы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно-методического альбома «Говори правильно» от О. И. Соловьева [3].

Грамматика должна быть сделана в течение короткого времени, так как материал сложный. Играм и упражнениям обычно отводится 5-10 минут, поэтому они являются лишь частью занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить непринужденно, оживленно. В младших группах можно использовать игровых персонажей, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно включать в предложенные словосочетания имена присутствующих, давать задания на придумывание предложений о себе.

Для урока выбирается только одно задание (например, употребление существительных среднего рода, расстановка простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит детям сосредоточиться на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, научился замечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при смене слов.

Для того чтобы ребенок более внимательно следил за особенностями грамматических форм при выполнении упражнения, наряду с трудной формой полезно использовать более легкие, уже прочно усвоенные детьми. [1]

Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Важную роль играют активные приемы обучения, позволяющие избежать ошибок, акцентируя внимание детей на правильной форме слова, словосочетания. На первых уроках большую роль играет речевой рисунок учителя. Особенно подчеркивается та часть слова, которая затрудняет детям задачу (мы едем, мы едем). Возможно прямое указание, выделение сложного слова из контекста, предложение запомнить его, научиться правильно его произносить. [4]

Формирование грамматической стороны речи дошкольников — процесс постоянный и непрерывный. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи в детской речи. В работе по формированию грамматического строя речи можно выделить следующие направления : предупреждение появления грамматических ошибок у детей, эффективное исправление имеющихся ошибок в детской речи, совершенствование синтаксической стороны речи, развитие чувствительности и интереса к форме говорить и способствовать грамматической коррекции речи взрослых вместе с ребенком.

Таким образом, необходимо следить за речью детей не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

Список использованных источников

1. Алексеева М. М. Речевое развитие детей : учеб. пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М. : Академия, 2019. 158 с.

2. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М. : Просвещение, 2010. 378 с.

3. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет : лексические темы. СПб. : Речь, 2012. 144 с.

4. Тамбовцева А. Г. Формирование грамматического строя речи : Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2014. С. 105-123.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Кирсанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 14:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД