Папки-передвижки

Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению

Марина Газизова
Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению

Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению

В течение последних лет большинство россиян испытывают отрицательные последствия скачкообразного социально-экономического перехода к новым реалиям и ценностям. Результатом этих изменений является уменьшение численности населения, рост численности социально обусловленных заболеваний, рост инвалидизации населения, в т. ч. молодёжи. Глобальный кризис в стране способствует обесцениванию человеческой жизни.

Публикация «Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению» размещена в разделах

Возникшая проблема, связанная со снижением уровня здоровья детей и подростков, заставляет общество задуматься о путях улучшения ситуации, не в последнюю очередь, через систему образования. Ведущим направлением перехода образования на более качественный уровень, становится разработка и внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий с учетом региональных условий и накопленного опыта инновационной деятельности.

Вариантом качественного изменения образования мы видим в необходимости формирования здоровьесберегающих компетенций у детей, начиная с дошкольного возраста.

К таким компетенциям относятся следующие :

- ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,

- потребность в здоровом образе жизни.

Формирование данных компетенций невозможно без комплексного подхода к проблеме здорового образа жизни, учета всех аспектов, так или иначе влияющих на формирование личности конкретного ребенка.

Приобщение детей к здоровому образу жизни в нашем ДОУ проходит через создание педагогами определенных педагогических условий:

1. выбор оптимального режима дня и режима занятий,

2. создание условий для двигательной активности детей,

3. организация закаливания,

4. организация рационального питания,

5. соблюдение личной гигиены,

6. создание благоприятной психологической атмосферы,

7. использование разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы,

8. использование здоровьесберегающих педагогических технологий,

9. пропаганда здорового образа жизни.

Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная наша задача - подготовить здоровых детей к обучению в школе.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям :

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за собственным телом;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.

Повышение знаний детей о здоровом образе жизни и воспитание ценностного отношения к своему здоровью происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.

Традиционные формы работы : Физкультурные занятия, Утренняя гимнастика, Подвижные игры, Самостоятельная двигательная активность детей, Физкультурные досуги, Дни здоровья, Бодрящая гимнастика, Индивидуальная работа.

Специфические: Игры-путешествия, Самомассаж, Пальчиковая гимнастика, Креативная гимнастика, Игропластика, Дыхательная гимнастика, Гимнастика для глаз.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо–физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста нами были разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.

Положительная динамика показателей здоровья и физического развития происходит за счет применения системы оздоровительных технологий : дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики и других.

В нашем дошкольном учреждении проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми: воздушное закаливание; хождение по «дорожкам здоровья»; обширное умывание; полоскание горла и рта; максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Важную роль в решении задач по формированию ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

Диагностика по ЗОЖ

Цель в младшем возрасте : Выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Цель в старшем дошкольном возрасте : Выявить представления детей о своем здоровье и организме, как можно поддержать, и укрепить его. Умение практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения: Различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их. Умение выполнять некоторые виды дыхательной гимнастики и гимнастику для глаз, массажи для профилактики осанки, плоскостопия.

Для достижения обозначенной цели в младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомую ребенку детскую литературу, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

Примерные вопросы к ребенку,

1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)

2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста :

• применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;

• актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

игровой ситуации;

• решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

• автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них, компетентному ребенку присуще самостоятельно применять здоровьесберегающие знания, умения и навыки в решении здоровьесберегающих задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности дошкольника.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 04:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению» (включая файлы) размещена пользователем Марина Газизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД