Лучший педагог года

Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями

Людмила Карцева
Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №109 г. Пензы «Планета детства»

Консультация для педагогов

Формирование геометрических представлений у детей в соответствии

с возрастными особенностями

Подготовила:

Карцева Л. В. ,

воспитатель старшей группы №1

г. Пенза.

Содержание.

1. Особенности развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей.

1.1. Механизмы восприятия формы.

Публикация «Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями» размещена в разделах

1.2. Этапы восприятия геометрических фигур :

2. Задачи и технологии развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.

2.2. Технологии развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.

3. Занимательный математический материал по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами Дидактические игры Развлечения Логические игры и задания

3.1. Математические развлечения

4. Заключение.

5. Литература.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.

Форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур. Развитие представлений о форме предметов является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе

- зрения,

- осязательно-двигательного восприятия,

- называния словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

1.1. Механизмы восприятия формы.

1. Младенчество: хватание предметов и манипуляция с ними.

2. Второй год жизни: манипуляция, обследование предмета (направленные действия).

3. Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд - по центру предмета (для обследования формы используется осязательно-двигательный путь).

4. Пятый-шестой годы жизни: ощупывание предмета обеими руками.

5. К семи годам: дети последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

1.2. Этапы восприятия геометрических фигур :

I этап.

Дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов :

цилиндр — стаканом, столбиком;

треугольник — крышей и т. п.).

II этап.

В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами

цилиндр - как стакан,

шар похож на мячик и т. п).

III этап.

Воспринимают геометрические фигуры как эталоны

(платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур :

I этап.

Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны, не замечает сходства и различия.

II этап.

Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III этап.

Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр).

2. ЗАДАЧИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ

2.1. Задачи развития представлений о форме предметов у дошкольников.

1. - Задачи развития представлений о форме предметов у детей 2-3 лет.

- Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

2. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 3-4 лет. Познакомить детей с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником.

-Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

3. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 4-5 лет.

-Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

-Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

- Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

-Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

-Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький (куб, шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами : тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

4. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 5-6 лет.

- Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

-Дать представление о четырехугольнике : подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

-Развивать у детей геометрическую зоркость : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы : книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

- Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 6-7 лет.

-Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

- Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке.

-Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

-Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

-Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов, определяя форму как их основной признак. В этой модели выделяется пять компонентов:

1. Целостное восприятие предмета;

2. Анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется., уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

3. Двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

4. Вновь целостное восприятие предмета;

5. Построение модели из заданных форм или частей.

На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Р. Л. Непомнящая).

1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

2.2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ

В каждой возрастной группе технология ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

1. - Вторая младшая группа (3-4 года) : дети учатся различать

шар и куб; круг и квадрат,

пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб,

куб и брусок — кирпичик;

круг и квадрат;

шар и круг;

куб и квадрат.

При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур : «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»

Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.

5. - Средняя группа (4 – 5 лет) :

Более детальное обследование геометрических фигур. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом:

прямоугольник с квадратом,

, цилиндр с кубом или шаром.

От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.

Основными приемами могут быть:

- практические действия с предметами (катают, ставят);

- накладывание и прикладывание;

- обведение по контуру,

- ощупывание;

- упражнения в группировке и упорядочивании,

- дидактические игры,

- упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;

- сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;

- анализ сложной формы.

От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2— 4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами : задания на усвоение геометрических фигур; задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами; Задания на пространственный анализ составной формы.

6. Старшая группа (5 – 6 лет) :

В старшей группе обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Важным элементом методики является измерение условной мерой.

Работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе

сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3—4 фигуры каждого вида, например четырехугольники. Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники». В результате определенной работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию. Старшие дошкольники учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру).

Особое внимание в старшей группе следует уделять изображению геометрических фигур; выкладыванию из счетных палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя, так и раздаточным материалом. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию. В объемных фигурах (таких как цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания. При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью. Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их. В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей.

7. - Подготовительная группа к школе(6-7 лет).

Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины, делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.

3. Занимательный математический материал по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами Дидактические игры Развлечения Логические игры и задания

1 .Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:

1). На усвоение особенностей геометрических фигур.

Например:

«Назови геометрическую фигуру»,

«Домино фигур»,

«Угадай, что это?»,

«Чудесный мешочек»

2).Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.

Например:

«Найди предмет такой же формы»,

«Что лежит в мешочке»,

«Геометрическое лото»,

«Найди то, что я тебе покажу»,

«Магазин»,

«Поручения».

3).Анализ сложной формы.

«Выкладывание орнамента»,

«Из каких фигур состоит предмет»,

«Разрезанные картинки»,

«Склеим чайник»,

«Составь целое из частей»,

«Изменилось ли?».

2 В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и упражнения со следующим содержанием:

1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур;

2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);

3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем Петрушку», «Мастер с молотком», «Выложи из цветной мозаики», «Придумай сам» и др.); развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др. (А. А. Столяр). “Танграм”, “Кубики для всех” Игры с блоками, палочками Кюизенера.

3.1. Математические развлечения

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры - головоломки, математические квадраты, математические фокусы и др, все это может использоваться в качестве математического развлечения

В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается :

• логическое мышление и связная речь;

• ориентация в пространстве, моторика.

• наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

• умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Заключение.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако, то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания геометрических фигурах.

Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.

Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующемся у него представлении о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами. Что ведет к возникновению новых представлений о них. При этой большую роль играют не только практические действия предметами, год также и называние предметов и их свойств. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах. Рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх. Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).

Отсюда следует вывод о необходимости обучать правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др0, а также учить детей группировать геометрические фигуры по форме, размеру, цвету, подчеркивая этим инвариантность форм; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.

Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления.

Литература.

1.«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,2015. – 368 с.

2. Формирование элементарных математических представлений : Старшая группа. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2015.-80 С.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактические игры на закрепление представлений о геометрических формах и основных цветов для детей 3–4 летДидактические игры на закрепление представлений о геометрических формах и основных цветов для детей 3–4 лет Дидактическая игра «Бусы для мамы»: Цель: Закрепление представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Закрепление.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Карцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 18:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД