МААМ-картинки

Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)

Хорунжий Елена
Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)

Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)

Подготовила:

Хорунжий Елена Вячеславовна,

воспитатель МДОУ

«Детский сад № 30 с. Петропавловка»

В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)» размещена в разделах

Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи, среди которых можно выделить:

- стимулирование интереса к изучению мира финансов;

- активизация коммуникативной деятельности детей;

- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;

- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

В нашем саду функционирует одна разновозрастная группа. Возраст воспитанников от 2 до 8 лет.

В возрастной категории от 5 до 8 лет-8 детей

от 3 до 5 лет-9 детей

от 2 до 3 лет -7 детей

Поэтому для лучшего усвоения знаний большим количеством детей мы выбрали основными методами подачи материала театрализованную деятельность и игры.

Первый блок «Что такое-деньги?» знакомит детей с историей возникновения денег, с современными деньгами разных стран, с российскими деньгами. Знакомимся с терминами «купюра» и «монета».

Для знакомства с историей денег воспитатели изготовили кукольный настольный театр. За основу текста был использован текст «Рассказы для детей. История денег» Петра Кошеля.

Для знакомства с валютой разных стран и российскими деньгами был разработан наглядный материал-папка с изображением купюр и монет. Итоговое задание (Для старшей подгруппы) Придумать страну и назвать ее. Придумать деньги этой страны (Рассматриваем все варианты и утверждаем самый понравившийся)

Завершающим этапом этого цикла была игра в завод «Монетный двор» страны «Веселяндии». Название страны дети придумали сами.

Во время игры Директор завода «Монетный двор» (старший ребенок) знакомит своих сотрудников с задачей Президента страны Веселяндии напечатать деньги в количестве по пять купюр на жителя страны (Считаем с Главным счетоводом- эту роль берет на себя воспитатель). В нашем заводе три цеха. Первый цех изготавливает бумагу для денег. Второй цех наносит картинку с помощью трафарета. Третий цех разрезает купюры. Еще есть водитель инкассаторской машины и инкассаторы, которые пересчитывают деньги и охраняют машину, которая увозит деньги в Банк. В Банке инкассаторов встречает работник Банка и помещает деньги в сейф.

Все участники игры за отличную работу получили по звездочке, которые потом они смогут обменять на деньги.

Во втором блоке мы знакомимся с разными способами зарабатывания денег. Сюжетно-ролевые игры в разные профессии с точки зрения изучения финансовой грамотности строятся немного по-другому. Здесь важно объяснить ребенку, что важен результат его труда. Оплачивается только качественный продукт. Хорошо в этом помогают игры в «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию». Но и в любимых играх в «Поликлинику», «Школу», «Полицию», так же дети должны увидеть результат – дочка Машенька выздоровела; дети в школе выучили новую букву и т. д. За каждую качественно выполненную работе дети получают звездочку.

В третьем блоке мы учимся деньги тратить. Те звездочки, которые дети заработали можно обменять на наши денежки, которые до сих пор лежали в Банке. Три звездочки-одна Веселинка (название денег). Кассир выдает деньги. Можно играть в «Супермаркет». К открытию магазина мы готовились заранее. Дети делятся на «семьи» и идут за покупками.

Предварительно мы обсуждали, что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; как планировать свои расходы.

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности (вспоминаем наши игры в профессии).

Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», — соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

Для этого мы играли в игры:

Игра «Желаемое-необходимое»

Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.

Воспитатель называет товар:

• мыло – дети должны поднять красную карточку,

• хлеб – красная карточка,

• обувь – красная карточка,

• игрушечная машинка – синяя карточка,

• воздушный шарик – синяя карточка и так далее.

Игра «Платное-бесплатное»

Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в «Съедобное – несъедобное».

• Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например: гулять в парке, устроить бой снежкам, слепить снеговика, поплавать в речке летом и так далее.

• Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например: пойти в кино, пойти в кафе и так далее.

Игра «Груша-яблоко»

Формировать умение распределять ресурсы.

Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее.

Игра «Доход-расход»

Развивать логическое мышление.

Работа с сигнальными карточками «+» и «-».

Папа получил зарплату (доход) «+»;

Бабушка заболела (расход) «-»;

Выиграли в лотерею (доход) «+»;

Потеряли кошелек (расход) «-»;

Игра в технике «Фроттаж»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.

Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.

После похода в Супермаркет, мы обсуждаем покупки и делаем выводы. А Веселинки из магазина увозятся инкассаторами в Банк. И дети понимают, чтобы снова поиграть в магазин «по-настоящему» нужно заработать денежки Веселинки.

Четвертый блок. Знакомство с Банкоматом, пластиковой картой и переводами. Финансовая безопастность.

Важно донести до детей, что в Банкомате выдаются те деньги, которые ты заработал.

Играем в Банкомат. Учимся заводить карту в банкомат. Набираем пин-код, оплачиваем ком. услуги или садика.

Учимся не говорить никому код своей карточки.

Пятый блок. Все ли можно купить?

Благотворительность-что это?

Начинаем этот блок с мини –спектакля «Заюшкино горе». У Зайки случилась беда, домик сгорел. Просил Зайка Мишку домик построить, а у Мишки кирпичей нет, просил Зайка кирпичи у Волка, а у него глины нет. Просил Зайка глины у Бегемота, а у него бензин закончился, не может эксковатор завести. А денег у Зайки нет. Сгорели.

-Чем мы, ребята, можем Зайке помочь?

Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, здоровье, дружбу, радость близких людей – за деньги не купишь.

Итогом всего цикла занятий по финансовой грамотности- детско-родительская викторина «Как потратить деньги с пользой».

Литература

1) Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

5) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019

Интернет ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

dob.1sept.ru/article.php?ID=200301914-Кошель Петр «История денег. Рассказы для детей

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Результат труда. Товар»Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы «Результат труда. Товар» Цели: Способствовать освоению элементарных экономических понятий и формированию умений оценивать результат своей деятельности. Задачи:.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 18:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД