МААМ-картинки

Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности

Ольга Макарова
Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности

Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Свое выступление хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Формирование функционально грамотной личности – основная задача современного образования. Она является актуальной и для нас, педагогов дошкольного образования. Поскольку, с принятием федерального государственного стандарта возросла значимость дошкольного образования, оно стало первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка.

Публикация «Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности, как один из составляющих компонентов функциональной грамотности, при которой ребенок учится использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира, привлекло мое внимание. Наиболее эффективным способом работы в этом направлении считаю детское экспериментирование, которое максимально удовлетворяет детскую любознательность, жажду познания окружающего мира. В процессе эксперимента дети не только получают реальные представления о различных свойствах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе опытно-экспериментальной деятельности происходит накопление фонда умственных умений и операций – потому что возникает постоянная необходимость анализировать, сравнивать, обобщать, а необходимость формулировать выводы стимулирует развитие речи.

Для решения задач по формированию естественно-научной грамотности воспитанников, использую следующие традиционные методы и приемы:

Метод наблюдения, который является одним из основных методов в практической деятельности и в зависимости от поставленной задачи бывает распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдение за изменением и преобразованием объектов.

Немаловажное значение имеет и словесный метод, к которому относятся рассказы воспитателя, детские рассказы, а также уточняющие и обобщающие беседы.

Но приоритетный метод для формирования предпосылок естественно-научной грамотности, считаю- практический – включающий проведение элементарных опытов, направленных на выявление скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Наряду с традиционными методами, использую в своей практике методы ТРИЗ технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста - Метод фокальных объектов, предполагающий перенос свойств одного объекта на другой. Например, задание для детей - придумать и нарисовать, как будет выглядеть гибрид дельфина и петуха, коровы и слона, машины и вертолета.

Метод «Данетка», который дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, строить на их основе свои вопросы. В процессе игры дети учатся задавать вопросы.

Еще одна разновидность метода «Данетка», игра “Черный ящик”.

Наш “черный ящик” сегодня будет “виртуальным”, уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Отгадайте, что находится в моем черном ящике.

Метод противоречий, который помогает детям видеть противоречия и научить их формулировать. К этому методу относятся такие игры, как «Нравится – не нравится», «Хорошо – плохо». Уважаемые коллеги, предлагаю разделится на две команды. Первой команде – объект – «дождь», второй команде – «снег». Вам необходимо перечислить как можно больше положительных, а затем отрицательных качеств. Спасибо коллеги, сейчас давайте послушаем, что же по этому поводу думают дети. Внимание на экран. Включить видео на слайде

Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности реализую в следующих трех блоках педагогического процесса:

• непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира;

• организованная совместная деятельность взрослого с детьми. К блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, дидактические игры.

• самостоятельная деятельность детей.

Большая часть детских открытий в группе происходит в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности, вне занятий и отличается большим разнообразием. Опыты и эксперименты проводим не только с простыми, окружающими детей предметами и явлениями, но и с наборами для опытов и экспериментирования, которые значительно повышают познавательный интерес детей, стремление узнавать что-то новое. При организации работы с наборами, часть действий провожу сама, безопасную часть эксперимента проводят дети.

Из наборов, особенно понравившихся и заинтересовавших детей были «Пушистый риф» и «Волшебный фонарь». «Пушистый риф» представлял собой набор для создания кристаллов трех цветов и понятной для детей инструкции. Наблюдения за ростом «кораллов» проходили в течении трех дней, с последующим обсуждением результатов. Набор для опыта «Волшебный фонарь» - кратковременный, моментальный опыт, который вовлекает детей в чудесный мир химии, дети увидели, что при взаимодействии друг с другом некоторых веществ происходят разные химические реакции.

Для реализации задач по формированию естественно-научной грамотности детей, стараемся пополнять среду группы современными и увлекательными материалами и оборудованием. В группе в свободном доступе находятся:

• Природные и дополнительные материалы, необходимые для расширения детских представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;

• Карточки с последовательностью работы над экспериментом, простейшие схемы, служащие для развития аналитического и логического мышления, Предметы для опытов и оборудование – расширяющие представления об окружающем мире, совершенствующие способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов, направленные на совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов.

Самым главным условием для доступных детям материалов и оборудования считаю – безопасность, поэтому совместно с детьми придумали и оформили свои правила поведения в лаборатории, при проведении опытов и наблюдений. (Приложение 3)

Большую роль в формировании предпосылок естественно-научной грамотности в группе играет технология проектной деятельности., так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. В основе проекта стоит определенная задача, которая решается при помощи исследовательского поиска в различных направлениях, обобщении и систематизации результатов.

Любой групповой проект, будь то «Волшебный песок», «Тонет-не тонет», «Гербарий», предполагает исследование, расширение представлений об окружающей нас живой и неживой природе, и как следствие формированию предпосылок естественно-научной грамотности.

Решение задач по формированию естественно-научной грамотности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Родители оказывают помощь в оснащении нашей материальной базы, пополняя лабораторию различным необходимым нам оборудованием и материалами: лупами, нагревательными приборами, пробирками, ракушками, пуговицами и т. д. При работе над проектами, мамы и папы помогают детям в поиске необходимой информации, проведении опытов в домашних условиях, подготовке докладов, которые мы заслушиваем на вечернем круге, в совместной деятельности.

Стараясь как можно чаще заниматься с детьми экспериментированием, стала замечать, что дети стали более наблюдательны, стали замечать простейшие причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы.

В заключение хочется пожелать, чтобы вы следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги

Прикреплённые файлы:

konfer_paim6.pptx | 11342,14 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Макарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование естественно-научной грамотности старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД