Лучший педагог года

Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий

Ирина Кривая
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий

Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий

Актуальность изучения отношений в детском коллективе очевидна, так как именно социально-психологические проблемы взрослого человека берут свое начало в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются основы личности человека.

Исследования психологов Л. С. Славиной, Я. Л. Коломинского показали, что ощущение принадлежности ребенка к группе сверстников строятся на создании успешных отношений, общения, что очень важно для общего эмоционального благополучия дошкольника, уверенности в себе, а также для формирования адекватной самооценки [1].

Публикация «Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий» размещена в разделах

В многочисленных исследованиях Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинского, В. Р. Кисловской, В. С. Мухиной, А. В. Кравчук и др. было показано, что в дошкольном детстве общее отношение к детскому коллективу и эмоциональное самочувствие, во многом зависят от духовно-нравственной культуры дошкольника. Проблемой духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Галигузова, В. А. Горянина, В. П. Зинченко, М. С. Каган, С. В. Корницкая, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др. [1].

Предметом изучения педагогов и психологов всегда была проблема формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разработку вопроса о формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников можно проследить в работах А. И. Аржановой, Р. И. Ибрагимовой, в которых прослеживается связь между формированием у дошкольников духовно– нравственной культуры и содержанием общения детей в детском коллективе [4].

А. П. Усова в своих трудах придает огромное значение таким детским отношениям, которые строятся вследствие наличия у детей способности вступить в общество играющих дошкольников, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми. На пути формирования «общественности» раскрываться потенциал для воспитания у дошкольников норм и привычек нравственного поведения, причем сам детский коллектив большое будет оказывать влияние на формирование духовно-нравственной культуры [2].

Анализ исследований авторов по проблеме для формирования духовно-нравственного воспитания позволяет сделать вывод о том, что, именно старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования духовно-нравственной культуры.

Цель данной статьи – изучить особенности формирования духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.

Формирование духовно-нравственной культуры – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с социумом, окружающим миром, обществом.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и т. д. – и исходящее отсюда умение руководить своим поведением. Более насыщенные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми оказывают прямое влияние на представления детей о самих себе, их самосознание и самооценку. Грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства является первостепенной задачей воспитателя и родителя [5].

Взаимоотношения со сверстниками отличается избирательностью, которая проявляется в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и самоуважения. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкуренция, соперничество. В основном для детей старшего дошкольного возраста присуща коммуникабельность и потребность в дружбе.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Главное желание некоторых дошкольников - сотрудничество, которое происходит в играх с правилами. Такая форма общения способствует развитию произвольного, волевого поведения, развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, что является необходимым условием для дальнейшего обучения [2].

В организации процесса воспитания присутствуют два направления:

- от подражания взрослому к собственному поведению, получая в контакте с взрослыми понимание результатов человеческой деятельности, разделяя чувства, пробуждающиеся в общении и совместной деятельности с ними, дошкольник знакомиться с ценностями взрослых людей;

- от зарождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Полноценно участвовать в совместных делах, приобщатся к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности, решается ориентацией на свою значимость для других [5].

Игра является эффективным средством формирования духовно-нравственной культуры дошкольников. Смысл игры заключается в том, что в ней ценится не только результат, а сам процесс переживаний, объединенный с игровыми действиями. Чувства, переживаемые ребенком, реальны, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы. Эта характерное свойство игры несет в себе огромный воспитательный потенциал, так как, направляя сюжет игры, включая в содержание конкретные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей.

Старший дошкольный возраст является лучшим временем для расцвета ролевой игры. Подчинение правилу игры, заданному в роли, определяет содержание игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка. В игре, как в будущей деятельности дошкольника, осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что взаимоотношения - это субъективное переживаемое, личностно - значимое, эмоционально - когнитивное отражение детьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу.

Исходя из этого, в дошкольном учреждении МДОО «Ясли-сад №20 «Ромашка» города Зугрэса» был разработан коррекционный план работы по формированию дружеских отношений между старшими дошкольниками.

Целью данной работы стало: привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Планирование строится на семи этапах, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.

Основной задачей первого этапа является общение при помощи жестов и мимических средств коммуникации, которые предполагают от общающихся взаимное внимание друг к другу.

На втором этапе основной задачей является привлечение внимания детей к сверстникам. Уподобляясь товарищу в игровых действиях, дошкольники учатся замечать мелкие детали движений, мимики, интонации.

На третьем этапе прорабатывается умение согласовывать движения и действия с товарищем, которое требует акцентирования внимания на действиях партнеров и умения подстраиваться под них.

Четвертый этап предполагает углубление детей в совместные для всех переживания – как веселые, так и грустные. Объединяет и связывает дошкольников мнимое чувство общей опасности, создаваемое в играх.

На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в сложных игровых ситуациях.

На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств и т. д., которое по правилам игры должно быть исключительно позитивным.

И наконец, на седьмом этапе проводятся игры и мероприятия, в которых дети оказывают друг другу настоящую помощь в совместной деятельности.

Коррекционно-развивающая программа по развитию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста :

Этап Цель Игры

1-й этап

«Общение жестами» отказ от принятых вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми.

«Жизнь обитателей леса»;

«Бабочки и эльфы»;

«Птенчики-малыши»;

«Морской прибой»;

«Муравьиная семья»;

«Театр теней»;

«Ожившие игрушки»

2-й этап

«Внимание к другому» Развивать способности замечать и обращать внимание на сверстника и становиться подобным ему. «Круг, кружочек»;

«Веселые переходы»;

«Ну-ка, зеркальце, скажи»;

«Долгое эхо»;

«Испорченный телефон»;

«Бабушка Настасья»;

-«Не зевай, настроение передай»;

«Я и моя тень»;

«Разговор под водой»;

«Из зернышка – в росток».

3-й этап

«Согласованность действий» Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением товарища. «По дорожке бегут сороконожки»;

«Юные скульпторы»;

«Картинка оживи»;

«Слепой и поводырь»;

«На тропинке»;

«Божья коровка»;

«Часы»;

«Заводные игрушки»;

4-й этап

«Общие переживания» Научить ребенка переживать общие эмоции. «Злой змей»;

«Мышата в мышеловке»;

«Самый заразительный смех»;

«Ежата заблудились»;

«Обнимашечки»;

«Дискотека зверей»;

5-й этап

«Взаимопомощь в игре» Научить ребенка сопереживать другому, дать возможность помочь и поддержать сверстника. «Бабушка на дороге»;

«Куклы Карабаса Барабаса»

««Заблудившийся ребенок»

6-й этап

«Добрые слова и пожелания»

Используется словесное выражение своего отношения к другому Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, делая сверстнику комплементы, говоря ему свои пожелания. «Спящая красавица»;

«Пожелания»;

«Добрый волшебник»;

«Волшебные очки»;

«Связующая нить»;

«Царевна Несмеяна»;

«Садовники и цветы»;

«Волшебные ожерелья»

7-й этап

Помощь в совместной деятельности Учить детей различным формам социального поведения: делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. «Закончи рисунок»;

«Рукавички»;

«Мастер и подмастерья»;

«Общая картина»

В результате изучения проблемы развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста как деятельности, были сделаны следующие выводы:

1. Формирование взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте являются необходимым условием для успешной социализации личности.

2. Взаимоотношения старших дошкольников могут рассматриваться как интегративное качество личности, проявляющееся в осознании сложности и многогранности человеческих отношений, стремлении к ценностно-осмысленному выбору на основе умения воспринимать другого и мыслить категориями соучастия, признании диалога как необходимого условия эмоционально-насыщенного общения через проявление доброжелательности к высказываниям, действиям и поступкам другого.

Наблюдения за детьми в процессе целенаправленной игровой деятельности указывают на качественные сдвиги, произошедшие в формировании духовно-нравственной культуры. Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что дети стали больше играть совместно, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Это свидетельствует об эффективности работы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Кривая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 19:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД