МААМ-картинки

Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю

Алия Биргалина
Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

Воспитание нравственных качеств и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях Российской Федерации становится задачей государственной важности.

Публикация «Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю» размещена в разделах

Сегодня происходит переоценка сущности патриотического воспитания. В официальном документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» уделено внимание приобщению детей к культурному наследию, перечислены традиционные духовно-нравственные ценности страны: вера в добро, человеколюбие, справедливость. Необходимость формирования поколения, осознающего принадлежность к своему народу, понимающего культуру народов, населяющих Россию, и мировую культуру в целом, а также способного ориентироваться в современном поликультурном обществе, распространяется на всю систему образования.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В процессе целенаправленного нравственно-патриотического воспитания у ребёнка возникает чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, доброе отношение к другим людям.

Известно, что чувство патриотизма не возникает в человеке само по себе. Процесс этот достаточно длительный и не простой. Становление человека как нравственной личности и формирование его отношения к Родине, стране в которой он живёт, начинается с самого раннего детства.

Ребёнку-дошкольнику доступно освоение особенностей культуры

региона, в котором он проживает. Изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребёнку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Воспитание в маленьком человеке любви к Родине начинается с самого близкого и дорогого для ребё нка: с любви к родителям, родному дому, природе, культуре своей малой Родины.

Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь. Сколько бы лет ни было человеку, куда бы ни забросила его жизнь, он всегда с теплотой вспоминает свои родные места, где он родился и вырос, с друзьями детства, родной улицей, на которой жил, двором, в котором играл.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовности ребёнка, эмоций, чувств, мышления. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от милого порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

(Олеся Емельянова)

Именно приобщение детей к ценностям родного края способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.

Таким образом, целью работы педагога в данном направлении является формирование чувства патриотизма, любви и привязанности к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края через разнообразные виды деятельности

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном крае на основе краеведческого материала.

2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.

3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.

4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.

5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию :

• Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д. ;

• Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;

• Наблюдения (например, во время целевых прогулок по городу);

• Демонстрация тематических видеороликов, презентаций;

• Чтение художественной литературы;

• Праздники, развлечения, вечера, викторины;

Знакомство с русским фольклором: сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

• Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью. А. Л. Усова подчёркивала, что в любом уголке Земли есть народное творчество, а на практике воспитания получается так, что близкое и родное почти не используется.

• Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов, художников;

• Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;

• Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды предметами этнографической культуры;

• Использование в жизни детей народных игр, в которых отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром;

• Участие в посильных общественно – полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

В работе по патриотическому воспитанию очень важен личный пример

воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

При этом важно помнить, что процесс воспитания должен повышать познавательную активность детей и создавать эмоциональную атмосферу. Этому способствуют наглядные и игровые методы.

Для формирования у детей нравственно-патриотических чувств большое значение имеет пример взрослых, близких людей.

Для наиболее эффективной работы необходимо привлекать к сотрудничеству родителей. Семья – это главный педагог ребёнка, который оказывает на него и его развитие большое влияние. Исследователи О. Л. Зверева, Л. В. Загик и другие утверждают, что детей нельзя рассматривать отдельно от их семьи.

Следует обеспечивать преемственность воспитания за счёт возможности семьи участвовать в приобщении дошкольников к народной культуре : совместные народные праздники; посиделки; родительский клуб, семинар-практикум, конкурсы, различного рода выставки и др. Неформальное участие в делах группы позволяет родителям лучше понять своего ребёнка, узнать его интересы, помочь усвоить культуру и быт народа. Дети ощущают близость родных, делятся с ними своими знаниями и впечатлениями, переживаниями и достижениями.

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как «Отечество», «долг перед Родиной» и т. д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Литература:

1. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]

2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. - М. : 2004.- 56с.

3. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2

4. Панкратова Н. А., Градусова Л. В. Формировние представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. – Международный студенческий научный вестник № 5, 2015.

5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. 2005.

6. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. , - М: ТЦ «Сфера», 2007.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алия Биргалина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование чувства патриотизма у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 16:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД