МААМ-картинки

Занятие по формированию целостной картины мира «Зимние явления в природе» в старшей группе

Ольга Батаева
Занятие по формированию целостной картины мира «Зимние явления в природе» в старшей группе

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову;

- активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.);

- развивать умение получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности;

- обобщать и систематизировать знания детей о лесе как о сообществе растений, животных, об особенностях их поведения в зимний период.

Развивающие:

Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира „Зимние явления в природе“ в старшей группе» размещена в разделах

- развивать умение детей давать развёрнутые ответы;

- развивать воображение детей;

- развивать познавательную активность, творчество.

Воспитывающая:

- воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы;

-воспитывать заботу и доброе отношение к животным, и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время;

- воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает.

Материалы: тарелочки со снегом, салфетки.

Ход занятия:

Мотивационный момент

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадки. Давайте посмотрим, сможете ли вы их отгадать.

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется. (снег).

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала (снежинка).

Подышал он на окно –

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл. (мороз).

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (снеговик).

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки. А когда бывают все то, что вы отгадали? (зимой) Зима – это волшебное, сказочное время года.

Основная часть

Воспитатель: «Году конец и начало зиме» -

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга, и снег на дворе.

К нам в гости приходит зима в. (декабре)

Он строит ледяной чертог,

Со всеми холоден и строг.

Он открывает календарь,

Он – первый месяц, он -. (январь)

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга (февраль)

Воспитатель: Молодцы, правильно угадали!Зима – владычица трех месяцев.

Раньше декабрь назывался «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. К декабрю кусты и деревья уже без листьев, на ветвях лежит снег, а сосны и ели остаются зелеными. В декабре дни короче, а ночи длиннее, рано темнеет. К концу декабря дети и взрослые готовятся к Новому году.

Январь назывался «лютень». «Месяц январь - зимы государь», - говорили люди. В январе сильные метели, вырастают большие сугробы, мороз рисует на стекле удивительные узоры. В январе отмечается Рождество Христово. В этом месяце детям очень весело: катаются на санках, коньках, на лыжах.

Февраль - последний месяц зимы. В этом месяце дует сильный ветер, метели и вьюги наметают снег. Раньше февраль назывался «снеговеем». В феврале дни удлиняются, и солнце начинает пригревать. В этом месяце бывают оттепели, снег тает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежки или снеговиков. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают Масленицу. Это праздник встречи с солнцем. В этот день все готовят блины, потому что они похожи на солнышко, такие же круглые и румяные.

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки

согнутые в локтях, перед грудью)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?

- Зима (Какая) – холодная, белая, морозная.

- Снежинка (Какая) – маленькая, холодная, легкая, пушистая.

- Елка (Какая) - колючая, зеленая, высокая.

- Ветер (Какой) - сильный, холодный, слабый.

- Снегопад (Какой) - сильный, легкий.

- Метель (Какая) - снежная, страшная, завывающая.

- Иней (Какой) - серебристый, лёгкий, белый, блестящий.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

Экспериментирование «Зимние явления в природе».

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат тарелочки, в которых лежит снег. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что с ним происходит. (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении тепло, температура воздуха выше, чем на улице).

Воспитатель: Какая стала вода, после того, как снег растаял: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).

Воспитатель: Вам нравится зима, ребята? (ответы детей). Чем отличается зима от других времен года? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, а природе зима нужна? Зима нужна природе для отдыха. Люди проводят больше времени в теплых помещениях, а растения всю зиму на морозе и холодах. Как они себя чувствуют? Как провести долгую холодную зиму?

Зима для растений - время довольнотяжелое. Деревьям и кустарникам особенно трудно зимой. Ведь они почти полностью стоят открытые и не покрыты снегом. И не замерзнуть - главная опасность деревья и кустарники! Главная опасность - высыхание. Ведь в это время года нет движения воды по стволу и веткам. А если растение потеряет воду, оно засохнет!

Еще одна серьезная опасность для деревьев зимой - мокрый снег, прилипший к веткам. Под его тяжестью сгибаются и ломаются ветви и даже стволы деревьев и кустарников. Из наших деревьев ель легче всего переносит снежные зимы. Ее ветви - наклонены к земле. И много снега на них не удерживается. Согнутая под тяжестью снега еловая ветка стряхивает его с себя.

Ещё одна опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.

Что такое ледяной дождь? Когда в облаках образуются капли дождя. Если погода морозная, они замерзают в полете на землю. Но не полностью - посреди такойзамерзшей капли остается немного воды. Когда он падает на твердую поверхность, лед трескается, вытекает вода, и она сразу же замерзает. Образуется корка льда, под ее весом ломаются ветви, гнутся молодые деревья и кустарники. И не все деревья весной проснутся от зимнего сна. Не все выживут! Остальные растения менее восприимчивы к зиме. Кустарники - брусника, черника, невысокие, поэтому почти всегда покрыты снегом.

Воспитатель: А животные рады зиме? (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)

Воспитатель: Зимой животным тяжело, им не хватает еды, становится холодно. Им тяжело противостоять морозу, сырому холодному ветру со снегом и дождем, и спасает их мягкая теплая шерсть. Некоторые животные запасаются едой, другие впадают в спячку.

Зачем впадать в спячку? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти пищу. Поэтому они ищут себе уединенное место: дупло в дереве или нору, где им придется провести несколько месяцев без еды и воды.

Но в спячке маленькие грызуны могут просыпаться, пить воду, есть что-нибудь и снова спать. Медведи никогда не просыпаются: им не нужно есть и пить. Но правда в том, что спячка медведя похожа на дрему, а не на сон. Они всегда начеку: другие медведи, которые не могут уснуть, могут напасть на них и бродить по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые даже спят с открытыми глазами.

Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку.

Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли)

Воспитатель: Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!

3. Рефлексия

Воспитатель: О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).Назовите зимние месяцы.

- О каких зимних явлениях мы говорили?

- Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).

- Что мы узнали о жизни растений и животных зимой?

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей группе «Путешествие в деревню» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано'' Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении»Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении» Цель: создать условия для знакомства детей с главной достопримечательностью родного края - озером Байкал. Задачи: Образовательные: -Формировать.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по формированию целостной картины мира «Зимние явления в природе» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Батаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по формированию целостной картины мира «Зимние явления в природе» в старшей группе
Опубликовано: 21 января 2024 в 17:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД