МААМ-картинки

Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе

Виктория Демидова
Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка.

Фонетическая и фонематическая системы являются основным образованием инструментального уровня речевой функции. Это - система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

Публикация «Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе» размещена в разделах

Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.

Фонематическая система - это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи.

Фонология возникла в России в 70-х годах XIX века. Её основоположником является И. А. Бодуэн де Куртенэ (1963, который ввёл понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. Продолжателем идей Бодуэна позднего периода был его ученик Л. В. Щерба, который в 1912 году выявил звуковые факторы, обусловливающие членение речи на фонемы, и указал на смыслоразличительную функцию фонемы. Л. В. Щерба признал, что «все фонемы каждого языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп» (1948, с. 20).

В. К. Орфинская (1946) указывала о том, что фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи. К функциям фонематической системы, по данным автора, относятся: слухопроизносительная дифференциация фонем; фонематический анализ и синтез; смыслоразличение.

Р. Е. Левина (1968) выделила этапы развития фонематического восприятия в процесс онтогенеза.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем взрослые. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь ещё остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание ещё не вытеснило предшествующую форму. Фонематическая дифференциация еще сформировалась не окончательно, что проявляется при восприятии незнакомых слов. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. Основным моментом этой стадии является различение ребенком правильного и неправильного произношения. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве (до 3 лет, в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.

А. Р. Лурия (1956) подчеркивал, что высшей категорией фонематического слуха является формируемая под влиянием обучения способность выделять звуки в слове, устанавливать их последовательность.

Нарушение формирования фонематической системы детской речи оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Кроме того, чем прочнее сформированы навыки фонематических функций, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребёнка.

Список литературы:

1. Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1946.

2. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968

3. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского языка. - М. : Изд-во

Моск. ун-та, 1956

4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М. : Педагогика, 1977.

5. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей//Основы теории и практики логопедии. - М. : Просвещение, 1968

Публикации по теме:

Консультация «Наказывать с любовью: система запретов» Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее.

Презентация «Развитие внимания в онтогенезе и рекомендации по развитию» Представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Развитие внимания в онтогенезе и рекомендации по развитию". В данной презентации мною.

Система образования в Японии Система образования в Японии. Современная система образования в Японии В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров,.

Система педагогического мониторинга МБДОУ Слайд №1 Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с.

Система педагогической деятельности ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «Так важно воспитать в ребёнке личность, Суметь посеять знания, добро. Научить думать, размышлять и верить, ведь воспитателю.

Система работы по направлению БДД .

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Приложение 15 Проект: «Мир вокруг нас» Вид проекта: информационный, творческо-исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный.

Воспитательная система школы. Воспитательная система школы. Проблемы общества наложили свой отпечаток и на школу, поэтому за последние годы снизилась её воспитательная.

Система мер по формированию ЗОЖ в ДОУ Проводимая работа по снижению заболеваемости и пропусков без причины. 1. Проведение профилактических мероприятий во время эпидемиологического.

Библиотека изображений:

Публикация Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Демидова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Фонематическая система и ее развитие в онтогенезе
Опубликовано: 8 января 2018 в 20:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД