Получи документы

Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Олейник Елена Николаевна
Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Раскрыты эффективные педагогические условия формирования физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Предложена модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок», целью которой является создание эффективных педагогических условий для освоения основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Публикация «Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, дошкольное образование.

Актуальность. Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении сложный и актуальный процесс. Освоение навыков выполнения физических упражнений детьми осуществляется в разных формах двигательной активности, как в подвижных играх, так и на занятиях по физкультуре. Привитие выполнение физических упражнений детям дошкольного возраста стало одной из задач дошкольного образования. Задача педагогов и родителей сформировать привычку к самостоятельной физической активности у детей с раннего детства.

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования ДНР является - охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1].

В концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР стратегическим направлением государственной политики социальной сфере в ДНР является формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную старость [3].

Здоровье – самое ценное, что есть в человеческой жизни, ведь народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!».

Проблемой физического воспитания уделил огромное внимание Н. А. Метлов. Собранный практический и методический материал для педагогов дошкольников является базовым фундаментом физкультурно – оздоровительной работы [4].

Методические подходы к физическому воспитанию, основанные на научном подходе, разработала А. В. Кенеман. Важную роль в физическом воспитании она определила двигательным действиям. Д. В. Хухлаева разработала методы и приемы по формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста [5].

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых педагогами дошкольного учреждения, которые направленны на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. Самое эффективное средство профилактики и предупреждения заболеваний является физическая активность. Занятия оздоровительной физкультурой направлены на оздоровление детского организма, укрепление иммунной системы, а так же на оздоровление.

Цель исследования – раскрыть эффективные педагогические условия формирования физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Проблема исследования заключается в недостаточной двигательной активности детей, которая препятствует физическому развитию и сказывается на здоровье в целом.

Гипотеза исследования предполагает использование современных форм физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Организация исследования. Исходя из проблемного поля по физкультурно – оздоровительной работе в системе дошкольного образования, нами была разработана модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок». Цель модели – создание эффективных педагогических условий для освоения основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Задачи модели:

• Обеспечение педагогических условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.

• Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

• Реализация комплексного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

• Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

• Оказание консультативной, всесторонней помощи родителям воспитанников в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Целевые ориентиры:

• Ключевой оздоровительный — комплексное развитие и укрепление здоровья детей с интеграцией прогресивных здоровьезберегающих технологий.

• Тематический образовательный — формирование у детей навыков гигиены, выполнение основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье.

• Социальный воспитательный — формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.

Модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» состоит из таких компонентов:

• Целевой. В данном компоненте прописаны цель и задачи, целевые ориентиры модели.

• Диагностический. Содержит инструментарий для комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, а также пример индивидуальной карты развития ребенка, авторы М. В. Савченко, Котова Л. Н., Губанова Н. В. Донецк [2].

• Технологический. Данный компонент включает формы работы с детьми : физкультурные занятия, виды утренней гимнастики, гимнастику после дневного сна, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия в течении дня.

• Содержательный. Компонент направлен на организацию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, составление индивидуальных маршрутов оздоровления, изучение современного педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, интеграция оздоровительных эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в дошкольном учреждении детей, родителей, сотрудников.

• Рефлексивно – итоговый. Анализ заболеваемости и пути преодоления.

В процессе работы по модели «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» создан банк и актуализирован методический, практический материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений по физической активности детей, составлены памятки для родителей ЗОЖ. В работе по модели с детьми познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями. В течении всего педагогического процесса создана устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

Вывод. Актуальность модели «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм. Представленная модель физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья. Интеграция использования модели поможет педагогам и родителям растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему. Одним из необходимых условий – это доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только двигательную, но и эмоциональную радость.

Список использованной литературы

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР №287 от 04.04.2018) (ГОС ДО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdenii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya/

2. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт. -сост. Савченко М. В., Котова Л. Н., Губанова Н. В. – Донецк: Истоки, 2017. – 76 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://dvoshod.ucoz.net/diagnostika_individualnogo_razvitija_detej_doshkol.pdf

3. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gmkol.ucoz.ua/vospitanie/koncepcija_zdorovogo_obraza_zhizni.pdf

4. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. – Москва: Линка-пресс, 2000. – 236 с.

5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст] / Под ред. С. О. Филипповой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группеИспользование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе Растить детей здоровыми – одна из главных задач каждого дошкольного учреждения. Усилия работников и нашего детского сада направлены на.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Консультация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в летнее время» Особенности физического воспитания в летнее время. Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУАквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «АКВААЭРОБИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Опубликовано: 19 июня 2021 в 12:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Олейник Елена Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД