МААМ-картинки

Факультативный курс «Математика и конструирование»

Конанова Анна
Факультативный курс «Математика и конструирование»

Факультативный курс «Математика и конструирование»

1. Пояснительная записка.

Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Публикация «Факультативный курс „Математика и конструирование“» размещена в разделах

Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов и ученых методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Это объясняется двумя причинами.

Во-первых, в геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, так как большое место в изучении предмета принадлежит образному мышлению. Таким образом геометрический материал позволяет активно использовать наглядно-действенную и наглядно-логическую формы мышления которые наиболее близки детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети постепенно выходят на высшую степень мышления – словесно-логическую.

Во-вторых, увеличение объема геометрического материала в начальных классах позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников среднего звена существенные трудности.

Программа составлена для учащихся четвертого класса. Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка вырабатываются определенные приемы мышления: сравнение- сопоставление объектов, анализ, абстракция, обобщение, конкретизация. Изучение геометрического материала способствует выработке данных приемов, помогает учащимся перейти от наглядно-действенного вида мышления к теоретическому. Вместе с тем обучение геометрии играет важную роль в формировании пространственного мышления, которое является специфическим видом мыслительной деятельности. Оно имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве, и рассматривается как разновидность образного мышления. Таким образом, введение геометрического материала в начальной школе способствует более полному развитию личности ребенка

Цель:

создание условий для формирования у детей графиче­ских умений и навыков работы с чертежными инструмента­ми, для развития умений выполнять и читать чертежи, со­здавать модели различных объектов на основе изученного геометрическою материала, а также условия для формиро­вания элементов конструкторского мышлении и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.

Задачи:

формировать умение ориентироваться в пространстве

- способствовать развитию пространственных представлений, умения мыслить, сравнивать, сопоставлять;

- расширять кругозор детей;

- развивать память, внимание, наблюдательность, речь;

- развивать творческие способности детей.

Отличительные особенности программы.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал : «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической дея-тельности)», «Домашний труд», «Практика работа».

Особенности возрастной группы.

Содержание программы выбрано с учётом возрастных особенностей детей 4-го класса.

Режим занятий.

Программа разработана для проведения 68 уроков в течение учебного года (2 часа в неделю).

Методы и формы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

Интерактивные методы (Ролевая игра, пары и группы, «Мозговая атака», «Общая дискуссия», проекты, «Общий галдёж», Словесные ассоциации, рисование, воспроизведение информации

2. Основное содержание всех тем

Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и неоцифрованной линейки.

Виды треугольников. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной ли­нейки.

Взаимное расположение геометрических фигур на плос­кости.

Изготовление моделей треугольников различных видов.

Изготовление геометрической игрушки «Гнущийся мно­гоугольник» путем перегибания бумажной полосы, состав­ленной из 10 равных равносторонних треугольников.

Правильная треугольная пирамида. Элементы треуголь­ ной пирамиды: грани, ребра, вершины. Развертка правиль­ной треугольной пирамиды. Построение каркасной модели правильной треугольной пирамиды.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: изготовление развертки и склеивание из нее правильной треугольной пирамиды; сплетение из двух полос бумаги, каждая из которых состоит из четырех равных равносторонних треугольников, следующих друг за другом.

Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямо­угольного треугольника.

Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Буль­дозер», выполнение чертежа по рисунку аппликации (на примере аппликации «Паровоз»).

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».

Деление окружности на 2, 4, «равных частей.

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Вычерчивание розеток.

Вписанный в окружность треугольник.

Изготовление моделей предметов на основе деления кру­га на 8 равных частей (объемный цветок).

Изготовление модели часов.

Изготовление набора для геометрической игры «Танг-рам» и его использование для построения заданных фигур.

Изготовление изделий способом оригами («Лебедь»).

Техническое конструирование и моделирование.

Транспортирующие механизмы: их особенности и назна­чение.

Изготовление из деталей «Конструктора» модели подъ­емного крана и транспортера.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения по данной программе четвероклассники

Должны знать:

Геометрический материал курса выстраивается в после­ довательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плос­костные фигуры, пространственные тела и многогранники.

Учащиеся должны уметь:

Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы:

изготовление чертежа и модели изучаемой геометри­ческой фигуры;

— работа с чертежом или изготовленной моделью с це­лью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обоб­щения полученных результатов;

— фиксация полученных результатов одним из спосо­ бов: вербальным, графическим или практическим — и их использование для выполнения последующих заданий;

— изготовление объектов по рисункам, чертежам, тех­нологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Формы контроля:

- тематический;

- итоговый;

- групповой;

- фронтальный;

- индивидуальный;

- текущая аттестация включает:

• Практические работы;

5. Учебно-методический комплект.

Программа рекомендована Министерством образования к учебному комплекту «Школа России»

под редакцией С. В. Волковой, С. И. Пчелкиной

6. Дополнительные обобщающие материалы.

Литература для учителя:

Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение».

5. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», 1—4 классы. Пособие для учите­ля, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение».

Электронные издания:

Программа «Интегрированный УМК для начальной школы»

Компакт диск «Детская энциклопедия КиМ»

Компакт диск «Большая энциклопедия»

Компакт диск «Детская энциклопедия «Мне интересно всё»

Интернет-ресурсы:

Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load

zakaz@akademkniga.ru

https://cd.animashky.ru

Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary

https://p1.minedu.unibel.by/ru/main.

Начальная школа : : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/

https://www.ppoisk.com/

https://www.lenagold.ru

Детские электронные презентации viki.rdf.ru/cd_lena/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/

7. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

Таблицы по геометрии

Чертежные инструменты

Публикации по теме:

Бусины и математикаБусины и математика Следующее сокровище – разные бусины и пуговицы. Это не только прекрасный счетный материал, но и чудное средство для формирования знаний.

Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Сегодня в «Детствограде» был веселый праздник математики! Да.

«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества«Курс молодого бойца». Сценарий спортивно-музыкального развлечения в подготовительной группе к Дню защитника Отечества "Курс молодого бойца" - спортивно - музыкальное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. Дети заходят под музыку "Защитники Отечества",.

Лэпбук «Математика нужна, математика важна»Лэпбук «Математика нужна, математика важна» Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть.

Лэпбук «Математика»Лэпбук «Математика» Лэпбук по математике предназначен для занятий с детьми разного возраста, потому что в нём подобраны упражнения и информация различной.

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…»Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…» Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде.» Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания дошкольников.

Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ)Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества» (средний возраст, дети с ОВЗ) Сценарий развлечения «Курс молодого бойца!», приуроченного к Дню защитника Отечества».(средний возраст, дети с ОВЗ) Цель: Создание единого.

Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!» Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!», посвящена стихам о математике. Организация выставки была приурочена.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:

Публикация Факультативный курс «Математика и конструирование» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Конанова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Факультативный курс «Математика и конструирование»
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 12:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД