МААМ-картинки

Ежедневное планирование образовательной деятельности «Посуда»

Надежда Петецкая
Ежедневное планирование образовательной деятельности «Посуда»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 08. 11. 2021. по 12. 11. 2021.

Тема: «Посуда».

Итоговое мероприятие: «Выставка посуды из глины и соленого теста» Дата проведения итогового мероприятия: 23. 11. 2021.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Петецкая Н. П.

День недели

Публикация «Ежедневное планирование образовательной деятельности „Посуда“» размещена в разделах

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

1 2 3 4 5 6 7 8

Понедельник 08. 11. 2021.

Утро: «Физическое развитие»

«Речевое развитие», Социально -коммуникативное развитие» Утренняя гимнастика:

Комплекс № 10

(«Оздор. гимнастика» стр. 101 Л. Пензулаева).

Арт. гимнастика «Заборчик»

Утренний круг (8.40) Д/И «Назови сколько» - Максим А.

Д/И «Что подстерегает нас в лесу» - Дима, Аня Чтение русской потешки «Вы послушайте, ребята»

Д/И «Узнай чей лист»

Чтение Я Аким «Мой брат Миша»

Ситуация – игра «Магазин продуктов»

Методическое пособие «Оздоровительная гимнастика для детей 6 – 7 лет» (составитель Л. Пензулаева)

Картотека артикуляционной гимнастики

Альбом «В мире природы».

Книга «Хрестоматия 6 – 7 лет» стр. 60.

Атрибуты к игре «Магазин продуктов».

Лото «Третий лишний». Папка - передвижка

«О пользе правильного питания для детского организма»

Создание альбома «Декоративная посуда».

ОД «Художественно -эстетическое развитие» «Познавательное развитие» «Социально -коммуникативное развитие» 1 половина дня

1. Физкультурное занятие по плану физкультурного работника

2. Ознакомление с окружающим миром

"Экскурсия на кухню детского сада"- создать условия для формирования детей представления о людях разных профессий, расширять кругозор о профессии повар, закреплять представления о предметах - помощниках на кухни.

2 половина дня

Рисование - Тема: Занятие «По мотивам городецкой росписи»

Цель: Создание условий для ознакомления детей с декоративным народным творчеством. Умение выделять характерные особенности в городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам, упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр56

Прогулка:

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие» «Физическое развитие» Наблюдение: за небом

Цель: Создание условий для формирование внимания в наблюдении за изменением цвета неба. развития выдержки и

самоконтроля. («Деят. детей на прогулке» № 6стр. 88) Развитие основных движений - перебрасывание мяча через волейбольную сетку - Артем М., Саша И. Д / И «Где что можно делать?»

И/Севера «Я есть»

П/И «Угадай, что поймал»

Методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» (составитель Т. Кобзева)

Развивающая среда улицы.

Выносной материал (лопатки для уборки листьев)

Работа перед сном Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

9гл. «Радиолярия»

Вечер:

Гимнастика пробуждения «Два брата, через дорогу живут…»

«Босоножье» - ходьба и бег босиком.

«Вырасти большой» -дыхательная гимнастика.

Вечерний круг Д/И «Дорисуй, что задумал художник» - Ярослав Д.

Д/И «Найди похожий предмет» - Арина С. Т/И «Зеркало».

Аппликация «Меню». Лото «Геометрические фигурки».

Развивающая среда группы.

Картинки для вырезывания «Посуда».

Прогулка Наблюдение: «Как солнышко уходит спать».

Подвижные игры: «Бывает – не бывает», «Прокати и поймай» (с мячом)

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 08. 11. 2021. по 12. 11. 2021.

Тема: «Посуда».

Итоговое мероприятие: «Выставка посуды из глины и соленого теста» Дата проведения итогового мероприятия: 12. 11. 2021.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Петецкая Н. П.

День недели

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

1 2 3 4 5 6 7 8

Вторник 09. 11. 2021.

Утро: «Физическое развитие»

«Речевое развитие», Социально -коммуникативное развитие» Утренняя гимнастика:

Комплекс № 10 стр. 101

Арт. гимнастика «Лягушечка – хоботок»

Утренний круг (8.40) Д/И «Подбери листик к дереву» - Максим А.

Д/И «Где звук?» -

Дамира Г. «Торопливый ножик»

Д/И «Какая, какой, какие?»

Т/И «Магазин посуды» Методическое пособие «Оздоровительная гимнастика для детей 6 – 7 лет» (составитель Л. Пензулаева)

Атрибуты к Т/И «Магазин посуды». Создание фотоальбома «Грибы на лесной поляне»

Консультация «Здоровье ребенка в межсезонье».

ОД «Познавательное развитие» «Физическое развитие»

«Художественно -эстетическое развитие»

1 половина дня

1. Формирование элементарных математических представлений

Тема: Занятие № 3

Цель: Создание условий для умения составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

(Позина В. А. «ФЭМП» стр. 51)

2. Развитие речи - Тема: Занятие «Осенние мотивы»

Цель: Создание условий для умения рассматривать рисунки в книгах, выделяя основные сюжеты в иллюстрациях. развитие интереса к работам художников Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» стр 36

2 половина дня

Лепка /Аппликация / Ручной труд

Тема: Занятие «Красивая посуда» (худ. конструирование с природным материалом)

Цель: Создание условий для умения детей передавать формы разной посуды с использованием различных приемов лепки пальцами, искать лучший вариант для оформления декоративной посуды. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр 43

Прогулка:

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие» «Физическое развитие» Наблюдение: за приметами наступающей зимы.

Цель: Создание условий для самостоятельного выявлении я признаков глубокой осени («Деят. детей на прогулке» № 7 стр 89) Д/И «В ноябре зима с осенью борется» - Вика Л.

Развитие основных движений: метание мяча в вертикальную цель - Дамир Б, Таисья А. Д/И «Когда это бывает»

БН/И «Прела - горела»

П/И «Колечко» Методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» (составитель Т. Кобзева)

Малые формы на участке.

Выносные игровые средства: лопаты, флажки. Развивающая среда улицы.

Работа перед сном Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

10гл. «как Незнайка прибыл в Солнечный город»

Вечер:

Гимнастика пробуждения

«Потягунушки…».

Закаливающие процедуры - «Водичка-водичка…».

Дыхательная гимнастика «Часики».

Вечерний круг Игровое упражнение

«У кого какой предмет» (сравнение предметов по признаку) - Саша и.

Д/И «Как узнать предмет?» - Полина П

Д/И «Веселые рифмы» - Саша И. Х/И «За малиной»

Диалоги «Маруська»

Игровая ситуация

Рассматривание альбома «Растения осенью»

Д/И «Найди предмет» - ориентировка в группе Н. Нищева «Веселые диалоги» стр. 4

Г. Швайко «Игровые упр.» стр. 9

Развивающая среда группы для Д/И «Найди предмет»

Игровые средства группы.

Альбомы «Растения»

Прогулка Наблюдение: «Что изменилось на улице вечером?».

Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Сделай фигуру». Свободная деятельность под контролем педагога с выносным материалом (лопатки, формочки)

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 08. 11. 2021. по 12. 11. 2021.

Тема: «Посуда».

Итоговое мероприятие: «Выставка посуды из глины и соленого теста» Дата проведения итогового мероприятия: 12. 11. 2021.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Петецкая Н. П.

День недели

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

1 2 3 4 5 6 7 8

Среда 10. 11. 2021.

Утро: «Физическое развитие»

«Речевое развитие», Социально –коммуник. развитие» Утренняя гимнастика:

Комплекс № 10 стр. 101 Л. Арт. гимн «Лопаточка». Утренний круг (8.40) Д/И «Когда это бывает?» - Кира Е., Арина С.

Д/И «Один –много» (мн. ч. сущ) – Чтение французской песенки «Что я видел» СР/И «Кафе» Игры – шнуровки, настольно – печат. игры. Методическое пособие «Оздоровительная гимнастика для детей 6 – 7 лет» (сост. Л. Пензулаева)

Книга «Хрест. для чтения», стр. 59

Развивающая среда группы.

Шнуровки «В лесу», «В деревне» Памятка для родителей «Игры для укрепления здоровья детей»

ОД «Познавательное развитие» «Художественно -эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» 1 половина дня

1. Формирование элементарных математических представлений

Тема: Занятие 4

Цель: Создание условий для умения составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа и установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Позина В. А. «ФЭМП» стр 54

2. Музыка по плану музыкального руководителя

3. ОО Педагог психолог

2 половина дня

Рисование - Тема: Занятие «Пир на весь мир»

Цель: Создание условий для умения рисовать декоративную посуду по мотивам «гжели» с дополнением изображения сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол). Лыкова И. А. «Изобразит. деят. в д/с» стр 128

Прогулка:

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие» «Физическое развитие» Наблюдение: за движением воздуха

Цель: Создание условий для обобщения знаний о воздухе и его свойствах.

(«Деят. детей на прогулке» № 8стр 91) Развитие основных движений: навыки ходьбы спиной– ., Андрей И.

Д/И «Придумай загадку» -Арина С. Опыт «Здравствуй,ветер» - свойства воздуха.

Д/И «Какое что бывает» ДН/И «Подними игрушку»

П/И «Замри» Методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» (составитель Т. Кобзева)

Игровые средства для улицы.

Окружающая среда улицы.

Спортивный инвентарь.

Работа перед сном Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

11 гл. «Когда кончился день»

Вечер:

Гимнастика пробуждения

«Наши ножки проснулись.» Закаливающие процедуры

перебежки из «холодной» комнаты в «теплую».

Дыхательная гимнастика «Жуки» Вечерний круг Д/И «Продолжи узор» - Лиза., Арина

Д/И «Комплименты» - Аня, Ксюша

Игра – ситуация «Отгадай из какой корзинки».

Д/И «Определи на вкус» Массажные коврики, магнитола.

Пластилин и доска для лепки.

Игровые средства группы.

Среда группы для закаливания.

Прогулка Наблюдение: за темным вечерним временем суток

Подвижные игры: «Третий лишний», «Догони мяч».

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 08. 11. 2021. по 12. 11. 2021.

Тема: «Посуда».

Итоговое мероприятие: «Выставка посуды из глины и соленого теста» Дата проведения итогового мероприятия: 12. 11. 2021.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Петецкая Н. П.

День недели

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

1 2 3 4 5 6 7 8

Четверг 11. 11. 2021.

Утро: «Физическое развитие»

«Речевое развитие», Социально -коммуникативное развитие» Утренняя гимнастика:

Комплекс № 10

(«Оздор. гимнастика» стр. 101

Л. Пензулаева).

Арт. гимнастика «Качели»

Утренний круг (8.40) Д/И «Где что можно делать?» - Матвей П., Настя К. Д/И «Назови ласково» - Вика Л., Ксения М. Чтение РНС «Кашица из топора»

Ситуация «Кто нам кашу варит?»- проф. повар

КГН «Соблюдай правила поведения на кухне» Методическое пособие «Оздоровительная гимнастика для детей 6 – 7 лет» (составитель Л. Пензулаева)

Развивающая среда группы.

Книга «Хрестоматия 6 – 7 лет» стр. 91 Создание фотоальбома «Посуда народов мира»

ОД «Речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

1 половина дня

1. Физкультурное занятие в помещении

2. Развитие речи

Тема: Занятие № 5

Цель: Создание условий, для активизации речи детей используя лексико-грамматическое упражнение на формирование умений правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» стр 40

Прогулка:

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие» «Физическое развитие» Наблюдение: за льдом

Цель: Создание условий для расширения кругозора о воде в лужах. («Деят. детей на прогулке» № 9 стр92) Развитие основных движений: удержать мяч на голове -Диана А. Ноябрь поворот на зиму» - Полина П., София С. Д/И «Кто больше слов придумает»

КН/И «Платок с узелком»

П/И «Ванюша и лебеди»

Методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» (составитель Т. Кобзева)

Игровые средства: лопаты, формочки, спортивный инвентарь.

Окружающая среда улицы.

Работа перед сном Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

12гл. «как Незнайка разговаривал со своей совестью»

Вечер:

Гимнастика пробуждения

«Наши ручки проснулись».

Ходьба по массажной тропинке. Дыхательная гимнастика «Лошадка»

Вечерний круг Д/И «Что за чем?» - Демид Н., Ярослав Д.

Д/И «Угадай настроение» - Матвей П. Чтение «Загадки путаницы»

Игра – забава «Развиваем внимание» (ориентир в помещении) Коврики массажные.

Набор картинок по теме «Осень», «Грибы», «Ягоды»

Сайт heaclub.ru

Прогулка Наблюдение: за сезонными изменениями. Труд - игра «Поручения».

Подвижные игры: Свободная деятельность под контролем педагога – игры с мячом. «Кому флажок?», «Футбол»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 08. 11. 2021. по 12. 11. 2021.

Тема: «Посуда».

Итоговое мероприятие: «Выставка посуды из глины и соленого теста» Дата проведения итогового мероприятия: 12. 11. 2021.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: Петецкая Н. П.

День недели

Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

1 2 3 4 5 6 7 8

Пятница 12. 11. 2021.

Утро: «Физическое развитие»

«Речевое развитие», Социально –комму. развитие» Утренняя гимнастика:

Комплекс № 10стр. 101

Арт. гимнастика «Вкусное варенье» Утренний круг (8.40) Д/И «Что вокруг нас?» - Диана А., Савелий Г.

Д/И «Полезно - вредно» - Дима Л., Вика Л. Чтение русской потешки «Лиса рожью шла»

Чтение В. Осеева «Три товарища»

Игра - ситуация «Наше меню» Методическое пособие «Оздоровительная гимнастика для детей 6 – 7 лет» (сост. Л. Пензулаева)

Книга «Хрест. для чтения», стр. 118

Развивающая среда группы.

Игровые средства группы.

Предметные картинки «Продукты». Совместная работа по изготовлению книги рецептов «Здоровое питание»

ОД «Познавательное развитие»

«Художественно -эстетическое развитие» «Физическое развитие»

1 половина дня

1. Конструктивно – модельная деятельность

Тема: Занятие «Тележка»

Цель: Создание условий для развития детского творчества, конструкторские способности, умение моделировать и конструировать по схеме. Куцакова Л. В. «Конструирование в детском саду» Подгот. к школе группа стр 98

3. Физкультура на прогулке

Тема: Занятие 10 «Как природа помогает нам здоровыми быть»

Цель: Создание условий для ходьбы и беге по кругу с поворотом в другую сторону, упражнять в ползании по скамейке «по – медвежьи»; повторить упражнение в прыжках и на равновесии. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика» стр 47

https://dohcolonoc.ru/planirovanie/4520-plan-raboty-po-zozh-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Прогулка:

«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие» «Физическое развитие» Наблюдение: за кормушками

Цель: Создание условий для наблюдения за птицами, заботливое отношение к природе.

(«Деят. детей на прогулке» № 10 стр 94) Развитие основных движений: смена направления по сигналу воспитателя - ПолинаП.

«Темные тучи предвещают похолодание» Кира Е Д/И «Придумай другое слово»

РН/И «Лягушки и цапли»

П/И «Стайки» Методическое пособие «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» (составитель Т. Кобзева)

Окружающая среда на участке.

Спортивный инвентарь.

Работа перед сном Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

13гл. «Листик и Буковка»

Вечер:

Гимнастика пробуждения

«Горка».Водные процедуры закаливающие для рук

Дыхательная гимнастика «Трубач». Вечерний круг «Дорисуй предмет» - Кира Е. Лиза П.

Д/И «Волшебный мешочек» -Арина С. Давай придумаем танец для праздника»., Д/И «Кто больше знает?»

Т/И «Составление необычного рецепта салата» Магнитола и диски с детскими песенками Картинки с изображением живой и неживой природы в разное время года. Бумага ксероксная, цветная бумага, клей для оформления рецептов.

Прогулка Наблюдение: за играми сверстников (эмоциональное состояние детей во время игры).

Подвижные игры: «Догонялки». «С кочки на кочку», «Заинька попляши».

Публикации по теме:

Ежедневное планирование образовательной работы в средней группе по программе «Детство» Ежедневное планирование образовательной работы в средней группе по программе «Детство» Ежедневное планирование образовательной работы в.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группыЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Январь, 3-я неделя, тема: «Юные.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 летЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Декабрь, 1-я неделя, тема «Зима.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 летЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Январь, 2-я неделя, тема «Неделя.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 летЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Январь, 4-я неделя, тема: «Любопытные.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 летЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Февраль, 1-я неделя, тема «Мы.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Ноябрь 1–2 неделяЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Ноябрь 1–2 неделя Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Ноябрь 1-2 неделя. Ноябрь, 1-я.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 1–2 неделя.Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 1–2 неделя. Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 1-2 неделя. Октябрь, 1-я.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 3–4 неделя.Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 3–4 неделя. Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Октябрь 3-4 неделя. Октябрь, 3-я.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Сентябрь 3–4 неделяЕжедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 лет. Сентябрь 3–4 неделя Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4–7 летСентябрь, 3-я неделя, тема «Какой я?.

Библиотека изображений:

Публикация Ежедневное планирование образовательной деятельности «Посуда» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Петецкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Ежедневное планирование образовательной деятельности «Посуда»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 17:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД