МААМ-картинки

Дымковская игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству

Светлана Сергеевна Толкунова
Дымковская игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и народными традициями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.

Публикация «Дымковская игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству» размещена в разделах

Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей является включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности, которые основаны на материале народного творчества.

Занятия декоративным рисованием и ознакомление с народными промыслами могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка – это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Дымковская игрушка, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковские игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя.

Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников :

-способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства;

-развивает детское творчество и формирует эстетический вкус;

-воспитывает чувство любви к родному краю.

.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи:

-художественного развития и воспитания детей;

-постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;

-воспитывает интерес к народному творчеству.

Знакомя детей с дымковской игрушкой, нужно представить ее ярко, эмоционально, используя различные сравнения и эпитеты, обратить внимание:

-на особенности росписи (насколько она проста);

-на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;

-необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства.

Главный смысл широкого применения народного декоративно-прикладного искусства в частности, дымковской игрушки в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дымковская игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству
Опубликовано: 7 мая 2024 в 18:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дымковская игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеевна Толкунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД