Получи документы

Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития

Светлана Оразбаева
Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития

Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития

Светлана Юрьевна Оразбаева

Инструктор высшей категории

КГУ «Валеологическая

специализированная

Школа – комплекс для

одаренных детей» УО ВКО

Казахстан г. Усть – Каменогорск,

Пр. Абая 11/1

Svetlana-orazbaeva@ mail.ru

В статье рассматривается исследование в действии на тему «Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития»

Публикация «Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития» размещена в разделах

Исследование доказывает, что в результате проведенной работы по модели оптимизации двигательной активности, соблюдая необходимые условия, требования, используя необходимые методы и средства, добились оптимального объема двигательной активности детей, который способствует успешному физическому развитию.

Ключевые слова: двигательная активность, малоподвижные, оптимальноподвижные, гиперподвижные дети, двигательный режим, метод шагометрии,

Двигательная активность дошкольников среднего возраста как

фактор успешного физического развития.

Цель: выявить, как двигательная активность влияет на физическое развитие дошкольников.

Объект исследования: процесс развития двигательных навыков и физических качеств у дошкольников.

Предмет исследования: двигательная активность детей.

Актуальность двигательной активности детей дошкольного возраста заключается в том, что она является важным компонентом здорового образа жизни и поведения дошкольников. Дети, систематически занимающиеся физической культурой, жизнерадостны, бодры и активны во всех видах деятельности.

Гипотеза: физическое развитие дошкольников среднего возраста будет успешным, если соблюдать требования и условия для оптимизации двигательной активности.

Для улучшения и эффективности физического развития дошкольников, развития физических качеств у детей были поставлены задачи:

- Воспитывать интерес у детей к занятиям физической культурой, играм и упражнениям.

- Оптимизировать двигательную активность детей.

- Развивать двигательные способности и физические качества дошкольников.

Одним из основных источников познания окружающего мира для детей дошкольного возраста является активная двигательная деятельность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья детей, происходит их интенсивное развитие, формируются основные двигательные навыки и приобретаются физические качества. Чем большим количеством многообразных действий и движений овладеют дети в этом возрасте, тем обширнее будут их контакты с реальной действительностью, а, следовательно, и более эффективнее условия для успешного физического развития ребенка.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Мы разработали модель двигательной активности в нашем дошкольном учреждении.

Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, составляют формы организации физического воспитания, в основе которого лежит двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

В начале учебного года была проведена стартовая диагностика физического развития детей. По результатам стартовой диагностики физического развития I уровень имели - 31% детей, II уровень - 43%, и III уровень -26% .

Нами была поставлена цель: добиться более полноценного и успешного физического развития дошкольников, используя оптимальную двигательную активность. Было проведено исследование в действии по оптимизации двигательной активности дошкольников с детьми средней группы «Чебурашка» с октября 2018 по апрель 2019 года.

На начальном этапе исследования в действии определили объем двигательной активности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;

С помощью методики шагометрии выявили, что в начале исследования объем ДА дошкольников среднего возраста за день пребывания в детском саду в среднем составил от 8322 до 11973локомоций (шагов). Согласно современным критериям оценки двигательной активности, дневная норма условных шагов при девятичасовом пребывании в детском саду составляет для детей от 4 до5 лет 10 -11 000 тысяч шагов.

Используя, методы наблюдения и шагометрии на основе характера двигательной активности детей средней группы «Чебурашка» совместно с воспитателем разделили на 3 группы по степени подвижности на основе типологии, разработанной М. А. Руновой, В. А. Шишкиной, В. Н. Шебеко:

1-я группа малоподвижные дети - 8детей -27% (от 6322локомоций)

2-я группа оптимальноподвижные дети – 15детей -50% (от 10538локомоций)

3 –я группа гиперподвижные дети -7детей 23%.(от11973 локомоций)

Каждый тип характеризуется определённым объёмом, продолжительностью и интенсивностью движений. Перед нами встала задача: оптимизировать ДА детей, увеличить количество оптимальноподвижных и уменьшить количество малоподвижных и гиперподвижных. Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие.

Учитывая степень подвижности детей и уровень развития двигательных навыков в основных движениях данного возраста (прыжки, метание, бег) сформировали группы детей с уровнями: низкой, средней и высокой ДА.

Низкий уровень ДА -26%, средний уровень ДА -44%, высокий уровень-18%.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне.

Под оптимизацией двигательной активности дошкольников понимается совокупность приемов и методов, направленных на то, чтобы дети свободно и доступно реализовывали свою потребность в двигательной активности, при этом, не нарушая установленный в ДОУ режим дня.

Для успешного физического воспитания и оптимизации двигательной активности необходимо выполнять условия, которые предлагает педагог – исследователь М. А. Рунова.

1. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности. (слайд модель)

2. Введение дополнительных занятий

Успешное развитие ДА детей может быть достигнуто за счёт внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре : оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, ритмическая гимнастика (М. А. Рунова)

3. Эффективная организация учебных занятий

Физкультурные занятия являются одной из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду.

Работа по формированию и развитию ДА осуществляется в следующих формах занятий (слайд формы занятий)

Сюжетная форма занятия позволяет привить и повысить у детей интерес к движению. Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются. Игровая основа, игровой сюжет, помогают превратить занятие в увлекательный калейдоскоп движений, который обогащает двигательный опыт детей. Сюжетная форма занятия позволяет индивидуализировать нагрузку по характеру и интенсивности.

Чтобы увеличить физическую нагрузку, предлагала детям разноуровневые задания. Например, на занятии «Зоопарк» детям предлагается показать, как ползет крокодил. Основное движение – ползание, лежа на животе, по гимнастической скамейке. Малоподвижным детям предлагалось ползти лежа на животе, держась за края скамейки подтягивая туловище, ноги вместе, оттянув носки. Оптимальноподвижным детям задание усложнялось, предлагала ползти по скамейке, лежа на животе, опираясь руками на ладони перед грудью, голову держать прямо.

В рамках сюжета можно учесть индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка, что дает положительные результаты.

4. Одним из основных условий оптимизации ДА является дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня двигательной активности детей. Учитывая это условие, на физкультурных занятиях детей распределяла на подгруппы в зависимости от типа ДА, уровня развития ДА, от индивидуальных особенностей детей.

С малоподвижными детьми особое внимание уделяла воспитанию интереса к движениям. Старалась увлечь застенчивых, нерешительных детей игрой. После показа движения предлагала повторить движение с другим ребенком или с другим предметом. Используя разные приемы (роль в игре, двигательное задание, дежурство на занятии и др., малоподвижных детей вовлекала в активную деятельность.

Большое значение в работе по оптимизации ДА с малоподвижными детьми имели такие игры и упражнения: «Догнать соперника», «На одной руке», игры – эстафеты, игры с двигательными заданиями. Также подвижные ролевые игры, в которых роль предлагается нерешительным, стеснительным детям, например, игры «Медведь и зайцы», «Кот и мыши» и др.

С детьми большой подвижности старалась сосредоточить их внимание на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности. Точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке, в воротца и т. п., ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т. п.).

Дети с высокой ДА быстро утомляются им сложно самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, сдержанности. Поэтому эффективно использовать на занятиях такие методы саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения у детей, как «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Просыпайся, третий глаз!» и Этюды психогимнастики: «Выливание из кувшинчика», «Фея сна», «Мы – олени». Значительное место в коррекции ДА с гиперподвижными детьми занимают игры на развитие внимания : «Стоп», «Меняемся местами», «Не ошибись», «Я впереди» и др.

Для развития двигательной активности полезно объединять детей разной подвижности. Например, в игре «Ловишки парами» - два ребенка один ребенок с большой подвижностью, другой с малой подвижностью, взявшись за руки, догоняют детей. Также полезно давать детям одно пособие на двоих (бег в обруче парой; прокати кольцо, мяч друг другу; и др.)

Оптимальность ДА безусловно зависит и от используемых методов.

Средства оптимизации ДА : имитационные движения, игра, физкультурный досуг.

По результатам итоговой диагностики, как показывает диаграмма, выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития двигательных навыков увеличилось, а с низким уровнем – снизилось.

Количество оптимальноподвижных детей увеличилось с 15 до 20. А количество малоподвижных и гиперподвижных уменьшилось. В среднем количество локомоций увеличилось

у малоподвижных (от 6322 до 7062)

у оптимальноподвижных (от10538 до 10912)

у гиперподвижных детей количество локомоций снизилось (от 11973 до 11 276).

Диагностика стартового и итогового контроля развития основных двигательных навыков детей средней группы «Чебурашка» (октябрь 2018 г. по апрель 2019 г.)

Диагностика стартового и итогового контроля по степени подвижности детей средней группы «Чебурашка» (октябрь 2018 г. по апрель 2019 г.)

• Большая часть малоподвижных детей стали более активно включаться во все виды физической деятельности.

•. Дети с высоким уровнем активности стали более сдержанными, повысились их качественные характеристики физического состояния : выносливость, точность, меткость, ловкость.

Гиперактивные дети, используя разнообразные физические упражнения, игры научились саморегуляции своего психического состояния.

• Повысилась сопротивляемость детей к простудным и вирусным заболеваниям.

В результате проведенной работы по модели оптимизации двигательной активности, соблюдая необходимые условия, требования, используя необходимые методы и средства, мы добились оптимального объема

двигательной активности детей, который способствует успешному физическому развитию.

Литература

1. Волков В. М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С. 41.

2. Головин О. В. «Двигательная активность дошкольников»/ О. В. Головин. Новосибирск 2009.

3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка 5–7 лет в детском саду. – М. : Мозаика-синтез, 2000.

4. ЩебекоВ. Н,. Ермак Н. Н «Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В. Н. Щебеко, Н. Н. Ермак - М, : Просвещени, 2000.

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-ДонуДвигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышейДвигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:

Публикация Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Оразбаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Двигательная активность дошкольников среднего возраста как фактор успешного физического развития
Опубликовано: 2 мая 2020 в 00:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД