МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»

Олеся Ефремова
Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Актуальность мини-музея :

В наши дни, дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками, проводились игры-занятия. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и образности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Поэтому мы организовали мини-музей «Бабушкин сундучок», где размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русском народном фольклоре.

Я считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Основной моей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Важная особенность музейного уголка - участие в их создании детей и родителей.

В нашем ДОУ стало давней традицией отмечать народные календарные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». Но этого недостаточно, нельзя познакомить детей с традициями и обычаями русского народа только показав, как отмечали на Руси праздники, необходимо рассказать о повседневной жизни русского народа, познакомить с бытом наших предков.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан музейный уголок «Бабушкин сундучок», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в музейном уголке не только можно, но и нужно! Здесь экспозиции меняются редко. Музейный уголок больше мини-музея, занимает часть комнаты и предназначен для собирания, хранения, изучения, экспонирования памятников русской народной культуры. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

В результате реализации музея предполагается, что созданная система работы поможет приобщить к традициям русского народа не только наших воспитанников, но и их родителей. Будет способствовать развитию детской инициативы, творчества и любознательности. Традиции русского народа в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Эффективность проекта будет оцениваться не только количественно (участие детей и родителей в календарных праздниках, посещение «горницы», проведение занятий в помещении музейного уголка, пополнение экспонатов, но и качественно (диагностика уровня сформированности знаний о традициях и обычаях русского народа, использование в речи пословиц, поговорок, знание народных примет, загадок).

Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»

1. Выбор темы.

2. Постановка целей и задач.

3. Подбор необходимой литературы.

4. Сбор и систематизация музейных экспонатов. (Продолжается по сей день.)

Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»

-Привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края, и в создании музейного уголка «Бабушкин сундучок».

С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", «Троица» в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.

В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, подаренные вышитые полотенца). В музейном уголке есть место для воспитанников : лавки, стол для демонстрационного материала и макетов, стулья, уголок для рукоделия.

Дополнен интерьер народными «игрушками», выполненными детьми на занятиях.

Особый интерес у детей вызывают настоящие предметы: прялка, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки, сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам.

Как само пространство музея, так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Музейный уголок стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.

Наш музейный уголок тесно сотрудничает с музеем «Шварихинского дома культуры» (руководитель Криницина Е. Н.) и со школьным музеем (руководитель Колесник Д. В.). Наши воспитанники частые гости в музее. Мы же в свою очередь, как гостеприимные хозяева рады принять гостей. Имеется книга отзывов.

В «горнице» с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря.

Занятия в «Русской горнице» проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения «горницы» малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Благодаря музейным экспонатам на близком и понятном материале дети имеют представления о нравах, обычаях русского народа.

Участвуя в народных обрядовых праздниках, дети проявляют свои творческие и актёрские способности.

В результате продуктивной и творческой деятельности у детей повысилась положительная самооценка, сформировалась коммуникативная компетентность. Повысился уровень развития: умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, самостоятельно создавать необходимые условия для игр по своему усмотрению.

Музейный уголок «Бабушкин сундучок» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Библиотека изображений:

Публикация Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Олеся Ефремова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 20:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД