Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Демина Оксана Александровна
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края

(на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников.

Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Основание культуры – длительный и сложный процесс, но вхождение человеку в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, художественный и образный мир традиционной культуры, освоение ее ценностей и норм. Культура должна стать средой развития и воспитания ребенка[1].

Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. леонтьев, Д. Б. Эльконин) ориентирует на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм [2].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в своей деятельности мы опирается на научные принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Содержание раздела «Введение в мир культуры Омского Прииртышья» в программе «Омское Прииртышье» направлено на приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья и на формирование потребности в ознакомлении с культурным наследием региона, бережном отношении к нему [3].

Цель – формирование начальных представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве Омского Прииртышья и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

Для знакомства детей с культурой родного края используется содержательная линия «Архитектура, театры, музей, изобразительное искусство Омского Прииртышья», которая раскрывает художественную, театральную жизнь Омской области.

Используя дидактические единицы содержательной линии, мы реализуем следующие задачи:

1. Познакомить детей с объектами Омского Прииртышья (театрами, музеями, библиотеками, детскими учреждениями, биографиями художников и их произведениями).

2. Развивать познавательный интерес у дошкольников к художественной, театральной жизни Омской области.

3. Воспитывать эмоционально - ценностное, патриотическое отношение к национальным и региональным традициям.

Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре, театрах, музеях, изобразительном искусстве проводится мониторинг «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство» (дидактическое упражнение «Назови архитектурные объекты г. Омска»,

диагностическое задание «Театры и музеи г. Омска», дидактическое упражнение «Художники г. Омска и Омской области»).

В работе выделены три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:

1. Мониторинг по разделу «Введение в мир культуры Омского Прииртышья: «Архитектура, театры, музеи, изобразительное искусство».

3. Определение цели и задач работы, ожидаемые результаты.

4. Определение основных форм работы с детьми.

5. Разработка перспективного плана работы, который включает в себя проведение непосредственно образовательной деятельности и совместных с родителями мероприятий.

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации деятельности на практике (совместно с родителями).

Основной этап включает в себя непосредственную реализацию всех мероприятий проекта.

Для решения поставленных задач используются различные формы работы:

Использование метода трех вопросов: - «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?»;

- подбор иллюстраций, картинок, слайдов, презентаций, аудиозаписей по темам образовательной деятельности;

-подбор детской литературы по тематике проекта;

- Наполнение и оформление развивающей среды;

- проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;

- организация творческой деятельность детей : игры, рисование, аппликация, выставка творческих работ детей на тему : «Моя малая Родина».

- проведение викторины для детей старшего возраста «Мой край родной».

В процессе реализации программы становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.

1. В. Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2013г.

2. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М. : LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.

3. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций/ Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 32с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 13:16
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД