Получи документы

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями ВОВ

Елена Зырянова
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями ВОВ

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.

«Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне

Чтоб никогда войне не повториться». Н. Вербицкая

Публикация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями ВОВ» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку данный возраст — наиболее благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны. Задача по первичному формированию представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках также входит в образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].

Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. История нашего государства неразрывно связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей [1, с. 12].

Детям дошкольного возраста достаточно трудно осознать эти события, так как каждый наступающий год все более отстраняет нас от тех страшных лет.

И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые, должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских солдат, их мужество, чувство патриотизма [2, с. 232].

В связи с этим огромное значение приобретает определение целей, задач нравственного воспитания как средства ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.

Целью проводимой работы является расширение, углубление знаний старших дошкольников о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа.

В процессе данной работы ставятся и решаются следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи :

1. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

2. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни;

3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас посредством песен, стихотворений, диалогов о войне;

4. Развивать творческие способности;

5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов и чувство гордости за народ, победивший врага;

6. Воспитывать чувство любви к Родине.

Организуя работу по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны, мы провели с воспитанниками блиц-опрос, включающий 14 вопросов. Высокий уровень знаний о войне выявлен у 4 (16,7%) детей, средний уровень – у 9 (37,5%) детей, низкий уровень – у 11 (45,8%) старших дошкольников.

Дети плохо ориентируются в истории нашей страны, у них не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. В семьях не поддерживается память о события, о подвигах военных лет, утрачена традиция исполнения песен о войне.

В связи с этим было принято решение разработать и реализовать творческий проект «9 Мая – День Победы», который включал в себя девять этапов.

На первом этапе детям старшего дошкольного возраста было предложено обсудить темы, связанные с войной, военными событиями.

На втором этапе проекта были определены мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Так как в основу коллективного проекта положен праздник День Победы, то на данном этапе детям рассказали о нем, выявили отношение к 9 Мая. В ходе обсуждения старшие дошкольники делились собственными мыслями и идеями. Далее был подведен итог данного обсуждения и определена тема коллективного проекта – «9 Мая – День Победы».

На третьем этапе каждый из детей высказывал свои идеи и предложения по реализации проекта: рассказать о своих дедушках, воевавших на войне, поздравить ветеранов, сходить 9 Мая на площадь; поиграть в военные игры; нарисовать открытки ветеранам; посмотреть фильмы о войне, почитать книги о солдатах; поиграть в военные солдатские игры, посмотреть фильмы о солдатах и др. Были отмечены наиболее оригинальные идеи.

На четвертом этапе детям были предложены художественные материалы с целью изображения идей, связанных с реализацией запланированного проекта. Старшие дошкольники с радостью принялись за работу.

Затем, на пятом этапе каждый из детей демонстрировал свою работу сверстникам, воспитателю, рассказывал о том, что изобразил на рисунке, отвечал на вопросы. Завершилось обсуждение детским голосованием.

На шестом этапе проходило информирование родителей. С этой целью в приемной группы было вывешено объявление о предстоящем проекте, его теме.

На седьмом этапе (основном) была организована плодотворная работа по реализации замысла. Для этого мы определили цели и задачи проекта, подобрали информационный материал, литературу, фотографии, плакаты, иллюстрации, музыкальные произведения, составили план. Затем со старшими дошкольниками были проведены тематические познавательные беседы : «Беседа о Великой Отечественной войне», «История Георгиевской ленточки», «Ордена и медали военных лет», в ходе которых мы рассматривали иллюстрации, плакаты на военную тему. Была организована непосредственно образовательная деятельность «Символ Победы».

Детям прочитаны художественные произведения о Родине и о Великой Отечественной войне: Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», С. Михалков «Быль для детей», А. Митяев «Землянка», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», А. Митяев «Дедушкин орден», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», «Сластенка», «Журавлик полетел в Москву», организована выставка книг о войне в книжном уголке группы. С детьми разучены стихотворения о войне, о Родине: Е. Благининой «Шинель», С. Михалкова «Нет войны», Т. Белозерова «День победы», а также пословицы и поговорки.

Очень понравилась детям художественно-продуктивная деятельность: рисование на военную тему «Вечный огонь» (выставка детских рисунков); лепка из соленого теста «Медаль»; конструирование из бумаги «Голубь мира»; аппликация «Военный танк» из обрывной бумаги».

Подобраны необходимые атрибуты и проведена сюжетно-ролевая игра «Моряки», а также подвижные игры «Самолеты», «В Армии служат разные войска», «Снайпер», «Всадники» и дидактические игры с патриотическим содержанием : «Назови, кто воевал», «Кто где живет?», «Как называется военный…», «Кому что нужно?».

Глубокое впечатление на дошкольников произвело прослушивание и разучивание песен о Великой Отечественной войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М. Блантера, «Прощание Славянки» В. Алкина, «С чего начинается Родина», сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг», А. Филиппенко «Вечный огонь».

Не осталась в стороне и работа с родителями. Для них были проведены консультации «Как рассказать детям о войне», «Книги для детей о войне».

Любой творческий проект завершается презентацией. Поэтому, на восьмом этапе, посовещавшись с детьми, сначала было решено организовать выставку совместных работ с родителями ко Дню Победы. Творчество детей не ограничивалось – это могли быть и рисунки, и поделки с использованием различных материалов. Так, были изготовлены: аппликация из цветной бумаги «9 Мая», рисунки «Я помню! Я горжусь», «Танк», макет «Вечный огонь».

Далее со старшими дошкольниками была организована экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату», для проведения которой каждый из детей принес букет цветов. Цель данной экскурсии заключалась в том, чтобы сформировать патриотическое воспитание у дошкольников, чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа, понимать торжественность значения «минута молчания». Также дети посетили Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы, одним из монументов которого является бронзовая 14-метровая скульптура Солдата-Победителя. Кроме этого монумента, в Парке Победы установлены еще семь памятников и часовня. Комплекс воспринимается детьми как место памяти и скорби в память о погибших на войне.

Хочется отдельно рассказать о конкурсе чтецов ко Дню Победы, к которому все дети заранее тщательно готовились – разучивали стихотворения. Для мероприятия были выбраны члены жюри – старший воспитатель, воспитатель группы и младший воспитатель. Дети прочли стихотворения И. Асеевой «День Победы», В. Турова «Дедушкин портрет», Ю. Соловьева «Ветераны Великой Отечественной», С. Михалкова «Нет войны» и др. Выступления детей получились выразительными, эмоциональными. Жюри подвело итоги конкурса и наградило победителей.

Неизгладимое впечатление на детей произвела организация в детском саду бессмертного полка с участием ветеранов Великой Отечественной войны, для которых был подготовлен праздничный концерт. Также воспитанники старшей группы совместно с родителями приняли участие в митинге, посвященному Дню Победы.

В конце всех мероприятий детям было предложено с помощью родителей и воспитателей подготовить сообщение о том, что каждый из них сделал лично, или с группой. Таким образом, были подведены итоги того, что у каждого получилось. Дети не только вспомнили, что они сделали, но и оценили свой труд, своих товарищей и группы, поняли, что совместными усилиями можно многого добиться.

С целью выявления эффективность проектной деятельности старших дошкольников с детьми был проведен блиц-опрос «Что нового узнали о Великой Отечественной войне?», вопросы которого были такими же, что и на начальном этапе.

Высокий уровень знаний о Великой Отечественной войне после проектной деятельности выявлен у 13 (54,2%) детей, средний уровень – у 11 (45,8%) детей, низкого уровня не обнаружено.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети не только углубили знания о нашей Родине, ее защитниках, а также научились ориентироваться в ее истории. У дошкольников сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации имеет положительные результаты, поскольку способствует привитию священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны[3, с. 6].

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации. – М. :ЦГЛ,2005. – 252 с.

2. Воронкова С. А., Миргородская Л. В., Старжинская М. А., Червенко Е. В., Рязанова Г. И. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны // Молодой ученый. – 2019. – №14. – С. 232-234. – URL https://moluch.ru/archive/252/57856/ ( дата обращения: 13.10.2019).

3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М. : ТЦ Сфера,2006. – 191 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.

Публикации по теме:

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями Кубани» Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями Кубани». Авторы: Чукаева Ирина Александровна,.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: у детей искажены представления о доброте, милосердии,.

Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности»Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности» Тема: Игра для Буратино Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в процессе всестороннего развития. Задачи: - Познакомить детей с историей.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской народной сказки» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание» Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание». Дорогие родители одной из главных задач, которая.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Актуальность данной темы состоит в том, что вопросы нравственного воспитания волновали общество во все времена и продолжают оставаться важными.

Библиотека изображений:

Публикация Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями ВОВ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Зырянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями ВОВ
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 16:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД