Папки-передвижки

Дошкольное образование и ценности дошкольного детства

Марина Кондратенко
Дошкольное образование и ценности дошкольного детства

Дошкольное образование и ценности дошкольного детства.

«Детство – каждодневное открытие мира» - писал В. А. Сухомлинский. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью, добротой, непосредственностью. Переступив порог детского дошкольного учреждения, ребенок начинает стремительно развиваться в физическом, психологическом и умственном плане. Те качества, которые он приобретет на начальном этапе своего развития, станут впоследствии тем «багажом», с которым он останется на всю жизнь.

Публикация «Дошкольное образование и ценности дошкольного детства» размещена в разделах

В дошкольном возрасте мир ребенка расширяется и не ограничивается его семьей. В поле его общения входят теперь другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша более значимыми для него становятся контакты со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками является той отправной точкой, от которой будет развиваться личность ребенка в дальнейшем. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом.

Что же значит «ценности детства»? Под ценностями дошкольного возраста следует понимать обусловленные возрастной стадией онтогенеза личностные проявления, воплощенные в специфике самосознания, действий, поступков детей, характерных внешних поведенческих образцах, служащие обобщенными признаками детства, факторами, обеспечивающими успешность дошкольного образования.

Характер проявления возрастных ценностей, как отмечают В. С. Мухина, Я. З. Неверович и др., во многом связаны с образом жизни детей. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую внутреннюю позицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых развёртывается педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка (детей).

Я считаю, что время меняет ценности, приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль педагога в современном дошкольном образовательном учреждении остается неизменной.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоничному развитию. Идеи о самоценности детства сегодня нередко звучат на научных форумах, конференциях, семинарах. Известный российский психолог, академик В. П. Зинченко считает: «Детство – это пора открытия множества миров, вхождения в них, начало построения своих собственных миров, которые мы несём в себе всю нашу дальнейшую жизнь и не можем от них избавиться».

На мой взгляд, ценностью детского сада, как и ценностью педагога является сохранение особенности каждого ребенка и развитие способностей, заложенных от природы. Главное - чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними». Дошкольное детство меняется быстрее и значительнее, чем любой другой отрезок жизни человека. Причем мы не видим поступательного движения к одному полюсу – отрицательному, либо положительному. Оно, как цветок раскрывает свои лепестки и расцветает в разных оттенках. И этих оттенков становится все больше.

Список литературы

1. Детство как ценность в современном мире и образовании : монография / О. Г. Филиппова, М. Н. Терещенко, И. Ю. Иванова, М. Ю. Буслаева, И. Н. Евтушенко, Л. К. Пикулева ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 219 с. ISBN 978-5-907538-33-7: 06.05.2023.

2. Ежкова Нина Сергеевна Дошкольное образование : научный взгляд // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. №1 (17). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-nauchnyy-vzglyad (дата обращения Филиппова, Оксана Геннадьевна).

3. Сиддикова Юлдуз Собировна, Ширинова Мохитобон Аюбжоновна СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА // Наука и образование сегодня. 2021. №7 (66). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-psihologicheskaya-tsennost-doshkolnogo-detstva (дата обращения : 06.05.2023).

4. Современные ценности дошкольного детства : мировой и отечественный опыт [Текст] : сб. науч. ст. / Нижнетагильский филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; Нижнетагильский педагогический колледж №2/ под науч. и общ. ред. И. В. Жижиной, Н. Г. Лыжиной. –Нижний Тагил, 2019. – 324с.

Публикации по теме:

STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной.

Дидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возрастаДидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возраста Дидактические игры на образование нового числа. «Ученье – свет, а неученее – тьма», «Учиться – всегда пригодится», «Учение – путь к умению»,.

Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство» Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Семья и семейные ценности для детей дошкольного возрастаСемья и семейные ценности для детей дошкольного возраста Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольное образование и ценности дошкольного детства
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 12:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД