МААМ-картинки

Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития

Сысоева Татьяна
Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали ему добиться нужного результата.

Проблема взаимодействия детских дошкольных учреждений с семьей очень актуальна.

Публикация «Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития» размещена в разделах

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их тонкого общения и взаимодействия.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им :

• преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

• относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностные достижения каждого;

• знать его сильные и слабые стороны и учитывать их;

• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Но на практике происходит следующее: с одной стороны родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей, с другой стороны большинство семей озабочено решением проблем экономического и физического выживания, поэтому многие родители устраняются от решения

вопросов воспитания и развития ребенка. Преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы.

В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами.

Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Одна из главных задач педагогов - создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей, выпуск предметных газет и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, фильмов, праздников, соревнований, конкурсов, КВН, экскурсионных поездок. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и т. п. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. д.

Формы активизации - диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги.

Индивидуальная форма взаимодействия педагогов и родителей -беседа педагога с родителями по проблемным вопросам воспитания и обучения ребенка

Наглядные формы — библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.

Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например: «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

В настоящее время все чаще дошкольные учреждения стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.

Таким образом, можно выделить следующие формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей : «круглый стол», викторины, дни открытых занятий, конференции, диспуты, дискуссии, совместные праздники, конкурсы, творческие отчеты, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, выпуск газеты, фотовыставки, видеофильмы, индивидуальные работы с родителями по вопросам воспитания обучения ребенка.

Когда родители активно участвуют в жизни группы, то меняются детско-родительские отношения. Большинство родителей отмечают, что почувствовали изменения в своих отношениях с детьми, более глубокое понимание своего ребенка, эмоциональную отзывчивость. Дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными, не говоря уже об успехах в развитии всех психических процессах. Улучшились отношения в семье, семьи стали более сплоченными, эмоционально близкими. Родители научились интересно и с пользой проводить свободное время и семейные досуги вместе с детьми. Такое тесное взаимодействие с родителями помогает налаживанию доверительных, партнерских отношений между воспитателями и родителями, повышает интерес родителей к жизни детского сада (они активнее включаются в педагогический процесс, с большим пониманием относятся к просьбам об оказании помощи, а у воспитателей, в свою очередь, повышается интерес к каждой конкретной семье. С каждой новой встречей появляется необыкновенное чувство открытости, радости, словно открывается дверь в мир взаимопонимания, взаимоуважения, мир добра и любви.

Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее -воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Задача каждого дошкольного учреждения растить детей здоровыми, сильными, эмоционально устойчивыми. Этому способствует общение детей и родителей, участие в спортивных соревнованиях и массовых играх.

Если использовать выше перечисленные формы, то у родителей появиться опыт совместной деятельности с детьми, установятся взаимопонимания между родителями, детьми и воспитателями.

А тесное сотрудничество педагогов и родителей, позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Публикации по теме:

Взаимодействие родителей и ДОУ «Детский сад и родители, мы единое целое»Взаимодействие родителей и ДОУ «Детский сад и родители, мы единое целое» Тема «Детский сад и родители, мы единое целое» Задачи: • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; • Объединить.

Образовательная среда для сенсорного развитияОбразовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья» на участкеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Семья» на участке В рамках тематической недели "Семья - это семь Я", посвящённой празднику "День семьи, любви и верности" в старшей группе была организована.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин»Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин» Эти сюжетно-ролевые игры наиболее близкие детям по сюжету и игровым действиям - с этими ситуациями они сталкиваются в жизни каждый день.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Воспитательно-образовательная работа в средней группе с детьми с ЗПР по правилам дорожного движенияВоспитательно-образовательная работа в средней группе с детьми с ЗПР по правилам дорожного движения Воспитательно – образовательная работа в средней группе с детьми ЗПР по ПДДЦели и задачи: - продолжать формировать первичные представления.

Опыт работы «Вовлечение родителей в единое образовательное пространство» Хабибулина Рита Джавдатовна Воспитатель. ГБДОУ детский сад №3 пос. Металлострой Колпинский район г. Санкт - Петербург Аннотация О поисках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития
Опубликовано: 30 марта 2022 в 20:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольная образовательная организация и семья — единое воспитательно-образовательное пространство для детского развития» (включая файлы) размещена пользователем Сысоева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД