Лучший педагог года

Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности «Наураша в стране Наурандии» для старших дошкольников

Ибрагимова Зульфия
Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности «Наураша в стране Наурандии» для старших дошкольников

Содержание.

№ Наименование раздела Стр.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи 3

1.3. Актуальность 4

1.4. Основные принципы 4

1.5. Планируемые результаты 4

Содержательный раздел

2.1. План образовательной деятельности 5

2.2. Содержание образовательной деятельности 5

2.3. Примерное планирование 5

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 10

2.5. Требования к уровню подготовки воспитанников 10

Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы 11

3.2. Оборудование лаборатории 11

3.3. Литература 12

Публикация «Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности „Наураша в стране Наурандии“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

"Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал ".

Сухомлинский В. А

Образовательное учреждение обеспечивает право семьи на оказание ей помощи в разностороннем развитии ребенка в соответствии с ФГОС. Одаренность детей занимает одно из ведущих мест. И в настоящее время интерес к ней очень высок. Все потребностям личности развивается в любой области развития, с которой контактирует ребенок. Это и подготовка к обучению в школе, это и развитие логического мышления, экспериментальная деятельность, ознакомление с окружающим миром посредством самостоятельного исследования. Поэтому развивая интеллектуальные способности детей, педагог старается внести эту работу во все сферы жизни совместной деятельности взрослого и ребенка. Данная программа ориентирована на решение проблемы познавательного развития и практического исследования.

Дети с помощью экспериментирования открывают неизвестный ему доселе мир. Так как подразумевает наличие специального оборудования в детском саду создана исследовательская лаборатория «Наураша в стране Наурандии», помогающая в игровой форме научиться измерять температуру, познакомиться с магнитным полем, понять природу света и звука, измерить кислотность, измерить пульс. Исследование состоит из восьми модулей: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле. Особенностью данной программы является то, что изучение можно проводить в любом порядке, делая возможным проводить исследование по желанию детей, тем самым поддерживать детскую инициативу.

1.2.

Цель:

Формирование познавательного интереса посредством химико-биологического исследования.

Задачи:

Развивающие:

-развитие детской познавательной инициативы

-развивать умение делать выводы и умозаключения, решать проблемные вопросы с помощью умения рассуждать

-развивать связную речь, память, логическое мышление, мыслительные операции.

Воспитательные:

-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

-воспитывать умения сопереживать, эмоционально быть отзывчивым

-формировать позитивные установки к творчеству и различным трудовым действиям.

1.3. Актуальность

Актуальность данной программы в том, что она отвечает запросу родителей и детей в развивающем развитии. ФГОС ДО переводит многие методики на игровой уровень. С помощью данной технологии ребенок получает опыт ставить перед собой цель, находить правильное решение, делать самостоятельные выводы.

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.

1.4. Основные принципы

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребёнка,

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

• сотрудничество ДОУ с семьёй,

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,

Основные принципы, заложенные с основу работы :

• научности (детям передаются знания о свойствах веществ и др.);

• динамичности (от простого к сложному);

• интегративности (синтез искусств);

• сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);

• системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);

• преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»).

• возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

• наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

• здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).

1.5. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня дошкольной готовности детей;

• проявление интереса к исследовательской деятельности;

• выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

• накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

• проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

• проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

• развитие коммуникативных навыков.

.Содержательный раздел.

2.1. План образовательной деятельности

Количество занятий в неделю 1

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 36

2.2. Содержание образовательной деятельности.

Тема Количество часов

Знакомство с цифровой лабораторией. 3

Правила техники безопасности при работе с цифровой лабораторией 1

Температура 5

Свет 4

Электричество 6

Пульс 2

Сила 3

Кислотность 4

Магнитное поле 4

Звук 4

Итого 36

Время занятия - не более 30 минут

2.3. Примерное планирование

Месяц

№ Тема Оборудованние Задания на измерения

Сентябрь 1 Знакомство с программой и оборудованием Наурашей Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория Экскурсия в КФУ

2 Знакомство с главным героем – мальчиком Наурашей. Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория

3 Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория

4 Знакомство с правилами поведения в лаборатории и техникой безопасности Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория Взаимодействие с школой «Alabuga international school «Три медведя»

Октябрь 1 Что такое температура. Горячо или холодно? Оборудование лаборатории «Температура», горячая вода, игрушки. Эксперимент с горячей водой

2 Что такое градус Оборудование лаборатории «Температура», лед, игрушки. Эксперимент со льдом

3 Температура тела человека Оборудование лаборатории «Температура», мороженое. Измерить температуру мороженого. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

4 Комфортная температура Оборудование лаборатории «Температура», предметы разной температуры. Измерить температуру горячих и холодных предметов.

Ноябрь 1 Методы измерения температуры Оборудование лаборатории «Температура», свечка. Эксперимент со свечой

Экскурсия на завод

Хаят Кимья

2 Что такое свет? Мы видим благодаря свету, скорость света. Оборудование лаборатории «Свет» Опыт с красителем

3 Экран компьютора или телевизора-источник света Оборудование лаборатории «Свет»

Фонарики разного размера и яркости. Эксперимент с двумя светофильтрами.

4 Влияние света на жизнь растений Оборудование лаборатории «Свет», растения находящиеся в тени и а свету. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет)

Декабрь 1 Прохождение света через объекты Оборудование лаборатории «Свет», полиэтиленовый пакет, стекло, оргстекло, прозрачные кристаллы. Проведение опыта с отражателям света.

Экскурсия в лабораторию кафедры физики и химии в Елабужском КФУ

2 Знакомство с понятием электричества Оборудование лаборатории «Электричество» Опыт «Электрическое яблоко»

3 Батарейка Оборудование лаборатории «Электричество», батарейки. Опыт с батарейкой, измерение напряжения в батарейке.

4 Электричество рядом Оборудование лаборатории «Электричество», картофель, лимон, булочка. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в разных вещах.

Январь 1 Лампочка Оборудование лаборатории «Электричество», лампочки, елочная гирлянда. Опыты с электромотором

Экскурсия на завод Кастамону Интегрейтед.

2 Безопасное напряжение Оборудование лаборатории «Электричество», плакаты о безопасном пользовании электричеством. Опыты с напряжением.

Детское экспериментирование в домашних условиях. Взаимодействие с родителями.

3 Новая батарейка-старая батарейка Оборудование лаборатории «Электричество», соль, вода, разные батарейки. Измерение напряжения использованной и новой батарейки

4 Знакомство с лабораторией «Пульс»

Ритм сердца-пульс Оборудование лаборатории «Пульс», фонендоскоп Измерение пульса в состоянии покоя и после движения.

Февраль

1 Пульс взрослого и ребенка-различия. Оборудование лаборатории «Пульс», фонендоскоп Измерение пульса у взрослого и ребенка. Умение делать выводы.

Экскурсия в музей медицины им. Бехтерева

2 Знакомство с лабораторией «Сила»

Измерение веса Оборудование лаборатории «Сила», безмен. Как можно измерить вес. Почему в воде вес меньше.

3 Измерение силы Оборудование лаборатории «Сила» Кто сильнее надавит.

4 Измерение силы удара Оборудование лаборатории «Сила», резиновая груша, воздушный шарик. Измерение силы удара

Март 1 Что такое кислотность Оборудование лаборатории «Кислотность», лимонная кислота, сахар, вода.

Опыты с водой и лимонной кислотой.

Экскурсия на завод

Драйлок Текнолоджиз

2 Как мы чувствуем вкус Оборудование лаборатории «Кислотность», лимон, яблоко Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоту.

3 Как получить газировку Оборудование лаборатории «Кислотность», сок, газировка, минералка. Опыты с газировкой, яблочным, апельсиновым, виноградным соком.

4 Чудо-сода Оборудование лаборатории «Кислотность», сода, вода.

Эксперименты с добавлением и разбавлением соды.

Апрель 1 Какие бывают магниты Оборудование лаборатории «Магнитное поле» Исследование кольцевого и плоского магнитов. Почему магниты притягивают и отталкивают.

2 Планета Земля-большой магнит Оборудование лаборатории «Магнитное поле», магниты для холодильника. Измерения с магнитными материалами и немагнитными предметами.

3 Остаточный магнетизм-существует ли? Оборудование лаборатории «Магнитное поле», отвертка, винтики. Экспериментирование с намагничиванием предметов.

4 Фокусы с магнитами Оборудование лаборатории «Магнитное поле» Эксперимент «Уменьшаем магнитное поле»

Май 1 Какие бывают звуки? Оборудование лаборатории «Звук», диск с различными звуками живой и неживой природы, музыкальные инструменты. Эксперимент с различными шумовыми и музыкальными предметами.

Встреча со специалистами Центра занятости.

2 Исследуем звуки Оборудование лаборатории «Звук», ксилофон, свисток. Измерение звуковых волн

3 Есть ли в космосе звуки? Оборудование лаборатории «Звук» Что такое ультразвуки. Учимся делать выводы.

4 Такие разные голоса. Оборудование лаборатории «Звук» Исследование голоса взрослого.

Итого:36

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Цель: повысить заинтересованность родителей в познавательно-исследовательской деятельности, при тесном взаимодействии взрослых и детей.

Реализуя программу «Наураша» главным является взаимодействие детского сада и семьи, которое предполагает позитивное взаимопознание, что позволит качественно решить цели и задачи программы.

Правила взаимодействия с родителями при реализации программы :

• Доброжелательный стиль общения.

• Индивидуальный подход.

• Сотрудничество.

• Динамичность.

Формы взаимодействия с родителями:

• Анкетирование, опрос;

• Индивидуальные беседы;

• Родительские собрания;

• Консультации;

• Занятия – практикумы, мастер-классы;

• Информационные стенды;

• Мультимедийные презентации о результатах деятельности,

- буклеты.

2.5. Требования к уровню подготовки воспитанников.

По результатам усвоения данной программы дети должны знать :

• Правила поведения в лаборатории.

• Последовательность выполнения опытов.

• Первичные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

• Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь:

Работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

• Самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

• Определять температуру воды, воздуха, тела человека.

• Сравнивать освещенность различных объектов.

• Измерять поле различных магнитов.

• Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Обладать:

• Положительным отношением к исследовательской деятельности.

• Творческой активностью и мотивацией к деятельности.

• Приемами индивидуального и совместного экспериментирования.

Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

№ Материал Количество

1 Флеш-носитель «Наураша в стране

Наурандии» с сопутствующей компьютерной

программой

1

2 Наураша в стране Наурандии. Цифровая

лаборатория для дошкольников и младших

школьников. Методическое руководство для

педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : Издательство

«Ювента», 2015 1

3 Набор «Магнетизм» 1

4 Набор «Солнечная система» 1

5 Набор «Галилео» 1

3.2. Оборудование лаборатории

№ Материал Количество

1 Лаборатория «Температура» 1

2 Лаборатория «Свет» 1

3 Лаборатория «Звук» 1

4 Лаборатория «Сила» 1

5 Лаборатория «Электричество» 1

6 Лаборатория «Кислотность» 1

7 Лаборатория «Пульс» 1

8 Лаборатория «Магнитное поле 1

9 Пластиковые контейнеры 16

10 Пластиковые стаканы 16

11 Стол экспериментальный 1

12 Стойка для цифровой лаборатории 2

13 Планшет 2

14 Ноутбук 1

15 Телевизор 1

16 Пробирки 8

17 Микроскоп 1

18 Увеличительное стекло 8

19 Пинцет 2

20 Микромир под колпаком 2

21 Датчик «Божья коровка» 1

22 Набор вспомогательных предметов для измерения

Список литературы.

1. Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование

образовательного процесса дошкольной организации : совеменные подходы и технология. Учебно-методическое пособие. - Спб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2015.

2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство

детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших

дошкольников через экспериментальную деятельность. – Спб. : ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2013.

4. Надольская Я. В. Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в

домашней лаборатории. – М. : Издательство «Ювента», 2015.

5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших

дошкольников. Авторы составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,

Л. М. Кларина, З. А. Серова – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб. : ООО

«Издательство «Детство Пресс», 2015.

7. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы

взаимодействия ДОУ и семьи. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012.

8. Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для

педагогов. - М. : Издательство «Ювента», 2015.

9. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Публикация Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности «Наураша в стране Наурандии» для старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ибрагимова Зульфия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности «Наураша в стране Наурандии» для старших дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2024 в 16:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД