МААМ-картинки

Дополнительная программа художественной направленности «Пластилинография»

Елена Дунилина
Дополнительная программа художественной направленности «Пластилинография»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Пластилинография»

2021-2022 учебный год

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – художественная.

Публикация «Дополнительная программа художественной направленности „Пластилинография“» размещена в разделах

Программа «Пластилинография» направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий. Составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста с использованием авторских методических пособий Давыдовой Г. Н. «Пластилинография - 2» и Яковлевой Т. Н. "Пластилиновая живопись" в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

– Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 03.08.2018).

– Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).

– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

– Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

– Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Тоцкий Дом детского творчества.

– Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

– Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196).

– Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

– Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

– Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

– Министерство просвещения РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО»). Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Локальные документы:

-Устав МАДОУ детский сад "Колосок"

-Программа Развитие МАДОУ детский сад "Колосок"

- Образовательная программа МАДОУ детский сад "Колосок"

Актуальность программы. Одной из основных задач системы дополнительного образования является создание условий доступности и эффективности дополнительного образования детей по различным направлениям образовательной деятельности.

Пластилинография – один из видов декоративно- прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Педагогическая целесообразность. Программа реализуется с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в получении необходимых знаний и навыков в области изобразительного искусства.

Целесообразность программы заключается в формировании практических умений работы в технике пластилинография и развитие у дошкольников индивидуальных творческих способностей; объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной программы является изучение не только основ техники лепки, но и создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Адресат программы – дети среднего дошкольного возраста.

Объем и сроки освоения программы - Программа реализуется в объеме 36 часов. Срок освоения – 36 рабочих недель.

Уровень программы : Базовый

Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие (групповое, индивидуальное, участие в конкурсах, выставках, фестивалях.

Форма организации образовательного процесса по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Платформа для реализации электронного обучения – Вконтакте, сообщество «Творческое объединение «Умелые ручки». Формы организации электронного занятия: чат-занятия.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (время проведения занятия - 20 минут).

Форма обучения. Очная, очно-заочная (электронное обучение, с применением дистанционных технологий).

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством пластилинографии.

Задачи программы :

Воспитывающие:

• воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца, взаимовыручку, эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Развивающие:

• развивать художественный вкус, чувство композиции, гармонии цвета, формы, зрительную память, воображение, творческие способности

• развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

Образовательные:

• Закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Расширять представление детей о технике выполнения работ из пластилина – пластилинографии.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

1.3.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Определение уровня владения пластическими и аппликативными умениями

Теория:

1. Творческие ситуации, пробуждающие интерес к художественной деятельности.

2. Беседа "Правила безопасности при работе с пластилином"

Практика:

Начальная диагностика:

Определить уровень знаний и умений обучающихся для осуществления индивидуального подхода: Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку.

Итоговая диагностика:

Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

Раздел 2. Сотворчество педагога и детей по использованию пластилинографии, в умении предавать выразительный образ.

Теория:

Использование художественного слова, игровых методов и приемов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Практика:

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. Продолжать учить не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина. Развивать умения доводить дело до конца, работать аккуратно.

Раздел 3. Отработка приемов техники пластилинографии

Теория:

Закрепление информации, полученной на других занятиях, использование художественного слова, игровых методов и приемов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Практика:

Освоение умения выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию педагога.

Раздел 4. Подведение итогов

Теория:

Закрепление информации, полученной на других занятиях. Создание проблемной ситуации "Чудеса из платилина"

Практика:

Применение полученных знаний. Научиться самостоятельно решать творческие задачи. Выставка детских работ "Вернисаж"

1.4. Планируемые результаты:

Личностные:

– ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

– у ребенка развита умелость рук;

– ребенок способен принимать задачу;

Метапредметные:

– у ребенка развиты сенсорные эталоны;

Предметные:

– Создает и реализует замысел;

– Самостоятельно выполняет работу;

– Использует технические умения (отламывает кусочки нужного размера от большого куска, раскатывает, скатывает, сплющивает, оттягивает, прищипывает, примазывает пластилин, соединяет части в один предмет);

– ребенок умеет создавать композиции и сюжеты, посредством пластилинографии.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы : материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

Наглядные средства:

иллюстрационный тематический материал;

демонстрационные работы и образцы в технике «Пластилинография».

Технические средства:

• магнитофон

• мультимедийный проектор

• цифровой фотоаппарат

Пластилин

• Стеки

• Дощечки для раскатывания пластилина

• Салфетки для рук

Обучающиеся обязательно проходят инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином (приложение 1)

Информационное обеспечение.

Электронные образовательные ресурсы:

- мультимедийная методическая литература:

Г. Н. Давыдова «Пластилинография - 2»

Т. Н. Яковлева "Пластилиновая живопись"

- https://www.maam.ru/detskijsad/

Кадровое обеспечение.

Реализовать Программу может педагог, обладающий компетенциями в области работы с дошкольниками, художественного творчества.

В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, учащимся понадобится устройство для выхода в интернет и аккаунт в социальной сети ВКонтакте (родителя).

2.3. Формы аттестации/контроля.

Формой итоговой аттестации является итоговое занятие " Чудеса из пластилина " с целью создания выставки "Вернисаж"

В случае реализации программы по плану электронного обучения с применением дистанционных технологий, итоговое занятие проводится в форме чат - занятия. Помощь в проведении занятия оказывают родители.

2.4. Оценочные материалы.

Работы по программе отслеживается на учебных занятиях.

Требования к уровню подготовки воспитанников (приложение 2)

2.5. Методические материалы.

На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяются различные методы, приемы и технологии.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, демонстрационный, репродуктивный, игровой; методы воспитания – убеждения, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Приемы: Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик. Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения. Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. Сплющивание - наиболее применяемый при м - для этого шарик сдавливают до формы леп шки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где созда тся новая деталь. Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Педагог показывает при мы, а при необходимости бер т указательный пальчик реб нка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

При работе по общеобразовательной программе используются разнообразные формы педагогической деятельности - беседа, игра, наблюдение, беседа с показом образцов, тренинг игровой, праздник, индивидуальные задания, практические занятия, открытые занятия, конкурс, творческая мастерская, мини-проект.

Методические рекомендации - программа предусматривает, что работающий по ней педагог имеет определенную профессиональную подготовку. Безусловно, это знание детской психологии и психологии творчества, так же педагог должен ориентироваться в вопросах педагогики и дидактики. На каждом занятии идет целенаправленная работа педагога над созданием максимально комфортного для обучающихся микроклимата, теплой творческой атмосферы. Во время теоретической части в разговор вовлекаются все дети, внимательно выслушивается мнение каждого. Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с целенаправленной работой над формированием дружного коллектива, доброжелательного отношения ко всем входящим в него личностям - вот над чем нужно трудиться педагогу-наставнику. Настоящая программа определяет объем содержания знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации предмета: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства.

Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности. Оно состоит из теоретической и практической части.

Теоретическая часть предусматривает объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.

Практическая часть занятия включает в себя работу изготовление, оформление поделок. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т. д.

Почти все занятия строятся по одному плану.

1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).

2. Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений) :

• повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии.

3. Введение в новую тему (использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия; энциклопедических и литературных сведений об изделии) :

• показ образца;

• рассматривание образца

4. Практическая часть:

• показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по образцу - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

• самостоятельное изготовление детьми изделия

5. Подведение итогов. Оценка результатов деятельности

анализ работы обучающихся по критериям: аккуратность, правильность и последовательность выполнения, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика.

Форма организации электронного занятия:

- чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Может использоваться для обмена аудио и видео записями, текстовыми документами;

2.6. Список литературы.

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография — 2./ Г. Н. Давыдова // - М. :

Издательство «Скрипторий 2003», 2015

2. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись : методическое пособие/ Т. Н. Яковлева// - М. : Творческий центр Сфера, 2010

3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова // – М. : Астрель: издательство Аст, 2004

4. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины / И. О. Шкицкая // Издательство Феникс. 2009

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа художественной направленности «Пластилинография»
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 19:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД