МААМ-картинки

Дополнительная программа для дошкольников «Финансовая азбука»

Наталья Голубева
Дополнительная программа для дошкольников «Финансовая азбука»

Аннотация

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Финансовая азбука» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации и адаптирована на возраст детей от 3 до 7 лет

Публикация «Дополнительная программа для дошкольников „Финансовая азбука“» размещена в разделах

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.

Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п.

Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

1.2. Актуальность программы

Важность работы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера» : ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это

важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.).

Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.

Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа»

Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее.

Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана на основе примерной

парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой

грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации; образовательной программы

«Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская (2-ое изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019)

и адаптирована с учетом требований ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ д/с «Светлячок» для детей с 3- х летнего возраста

Программа направлена на формирование у детей: первоначальных экономических представлений и экономического сознания; представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;

полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в общую систему образования.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Основы финансовой грамотности формируются у дошкольников в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков в процессе игровой деятельности. Финансовая культура и финансовые навыки

Прививаются постепенно, так же как навыки этикета, которые нужно изучать всю жизнь.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

1.3. Новизна Программы

заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения и внедрение программы для детей с 3-х лет. Включение детей младшего дошкольного возраста в освоение данной образовательной программы позволяет более детально дать дошкольникам элементарные сведения из области экономики, познакомить их с нормами морали, раскрыть, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; Сформировать адекватное отношение к деньгам, совершенствовать навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – с 3 до 7лет.

Сроки реализации программы : Программа рассчитана на четыре учебных года.

1.4. Критерии отбора материала Программы

-финансово-экономическая направленность;

-доступность, наглядность, занимательность;

-воспитательная и нравственная ценность;

-возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

1.5. Цель, задачи Программы

Цель Программы – формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей МДОУ д/с «Светлячок»

Основные задачи Программы :

Образовательные:

познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

заложить основы (азы) ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

•трудиться, работать и зарабатывать;

•деньги, доходы;

•покупать, тратить, расходовать, транжирить;

•откладывать, копить, сберегать;

•одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

•планировать, экономить.

способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

активизировать коммуникативную деятельность детей;

стимулировать интерес к изучению мира финансов;

сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:

«Труд и продукт (товар)»,

«Деньги и цена (стоимость)»,

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,

«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

-занятия-соревнования,

-занятия-путешествия,

-занятия-экскурсии,

-занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают :

1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4. Организация настольных игр (Игра в жизнь, Мой питомец, Супермаркет).

5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6. Решение арифметических задач, кроссвордов.

7. Инсценированние сказок и сюжетов с экономическим содержанием

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И.

«Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх:

2.2. Принципы, положенные в основу данной рабочей Программы

•принцип психологической комфортности;

•введение нового знания вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

•обеспечение возможности разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

•раскрытие взаимосвязь нового задания с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) при его введении;

•формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

•ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

•обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Основополагающие принципы Программы : научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Программа формирования основ финансовой грамотности требует соблюдения в работе с детьми осторожности и разумной меры.

Неслучайно ее ведущие принципы – учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания и образования, что соответствует ФГОС ДО.

Изложенные выше принципы не только обеспечивают решение задач основ финансовой грамотности, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

2.3. Объем и сроки освоения Программы :

Программа рассчитана на 4 года изучения.

1 год обучения – воспитанники 2-й младшей группы (3-4 года);

2 год обучения воспитанники средней группы (4-5 лет);

3 год обучения воспитанники старшей группы (5-6 лет);

4 год обучения воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет);

Планируется четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год.

Продолжительность занятий для воспитанников 2-й младшей группы - 15 минут;

Для воспитанников средней группы – 20 минут;

Для воспитанников старшей группы – 25 минут;

Для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

Форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа

2.4. Основные формы и методы проведения занятий.

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы, разговор, рассказывание, объяснение о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование обучающих сказок с экономическим содержанием, интерактивные мини- спектакли, ситуационные задачи, занятия-исследования, папки-передвижки, выставки, информационные стенды, анкетирование, опрос, мониторинг, консультирование.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

2.5. Примерный тематический план и игровые технологии к Программе «Финансовая азбука»

Календарно – тематическое планирование

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Семья.

Тема 2. Потребности, что нам необходимо.

Тема 3. Покупаем и обмениваем.

Тема 4. Все работы хороши, профессии

Тема 5. Продукт труда

Тема 6. Деньги

Тема 7. Зарплата-это то что заработали

Тема 8. Цена, что почем?

Тема 9. Бережливость.

Тема 10. Окружающий мир как результат труда людей

Тема 11. История денег, откуда они берутся, и они нужны?

Тема 12. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 13. Реклама правда и ложь

Тема 14. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 15. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 16. Учимся планировать.

Тема 17. Богатство и бедность.

2.6. Формы подведения итогов реализации рабочей Программы :

мониторинг усвоения детьми дополнительной программы, проводится 2 раза в год: начальный – в сентябре (октябре, итоговый – в мае;

открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и на РМО воспитателей.

Целевые ориентиры:

1. Овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

2. Осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

3 Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

4 Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

12. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2.7. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

– Наблюдение.

– Беседы.

– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).

– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т. д.).

В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

2.8. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом.

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс»Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Пояснительная записка. Направленность образовательной программы. Программа.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная программа для дошкольников «Финансовая азбука» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Голубева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная программа для дошкольников «Финансовая азбука»
Опубликовано: 21 марта 2024 в 19:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД