Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга»

Ирина Чекункова
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга»

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа дополнительной образовательной услуги для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Радуга“» размещена в разделах

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальность данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему важно максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

1.2. Цель программы развитие художественно – творческих способностей детей 5-7 лет

1.3. Задачи программы

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

· Развивать мелкую моторику рук;

· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

· Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

· Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

· Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

1.4. Направленность программы

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной. В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Радуга» на 2 года обучения.

В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:

· «Тычок жесткой полусухой кистью.

· Рисование пальчиками.

· Рисование ладошкой.

· Оттиск поролоном.

· Оттиск смятой бумагой.

· Восковые мелки и акварель.

· Свеча и акварель.

· Монотипия предметная.

· Черно-белый граттаж.

· Цветной граттаж.

· Набрызг.

· Отпечатки листьев.

· Тиснение.

· Монотипия пейзажная.

· Оттиск печатания из овощей

1.5. Возрастные особенности детей 5-7 лет

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации дети осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

К концу обучения, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) будут знать нетрадиционные техники: монотипия предметная; набрызг; рисование по сырому; рисование песком; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография). Будут уметь свободно экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами : и инструментами, такими как: ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; соль; клей – карандаш; восковые мелки, свеча.

Дети подготовительной группы (6-7 лет) будут знать нетрадиционные техники: монотипия пейзажная; рисование мыльными пузырями; рисование зубной щеткой; расчесывание краски. Будут уметь свободно экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами : и инструментами, такими как: ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; соль; клей – карандаш; восковые мелки, свеча; зубные щётки.

У детей будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, культура творческой личности. У обучающихся будут развиты художественно-творческие способности; воображение, фантазия, мышление, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация, чувство композиции и колорита

2. Содержательный раздел

2.1 Организационно-методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на один год. Она охватывает: старшую и подготовительную к школе группу (5-7 лет)

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

2.2. Учебно-тематический план

Октябрь Золотая осень 1

Знакомство с искусством оригами 1

Разноцветная радуга 1

Лист клена 1

Ноябрь Разноцветные рыбки 1

Парусник 1

Зимний пейзаж 1

Воздушный змей 1

Декабрь Звездная фантазия 1

Разноцветная фантазия

Зима " Зимний лес" 1

Новогодняя елка 1

Январь Я слепил снеговика 1

Хочешь стать волшебником 1

Превращение ладошки

Февраль Открытка для папы 1

Военная тема (Оригами) 1

Коллективная работа 1

Плюшевый медвежонок 1

Март Гортензия в вазе 1

Подарок маме 1

Весенние цветы 1

Подснежник 1

Апрель Уж верба пушистая 1

Пасхальное яйцо 1

Про цыпленка, который умел дружить 1

Космическое путешествие 1

Май Салют над городом 1

Дома на улице презентация 1

Парад рисунков на любую тему 1

Одуванчики 1

Всего 32 часа

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, мебель для их хранения.

В качестве дидактического материала

1. Наглядные пособия.

2. Тематические образцы изделий.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6. Литература по искусству.

3.2. Применяемые средства, инструменты и расходные материалы

Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.

Инструменты, оборудование Материалы

• ластик;

• точилка для карандашей;

• ножницы;

• кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;

• палитра;

• емкости для воды;

• стека;

• предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;

• рабочие столы;

• магнитная доска;

• муляжи и макеты для постановки натюрмортов; • простой карандаш;

• альбом для рисования;

• бумага для рисования акварелью;

• бумага для рисования гуашью;

• цветные карандаши;

• простые карандаши;

• акварель художественная;

• гуашь художественная;

• пластилин;

• цветная бумага;

• цветной картон;

• соль

• клей – карандаш;

• восковые мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые печатки;

• коктейльные трубочки;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• зубные щётки;

3.3. Структура занятий

Структура занятий может варьироваться в зависимости от целей, задач, но включает в себя:

1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, мотивация;

2. Основная часть – объяснение нового материала, практическая – творческая деятельность детей под руководством педагога.

3. Заключительная часть – анализ детских работ (рассматривание и обсуждение рисунков).

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап

«Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап

«Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

3.4. Формы организации занятий:

Занятия проводятся по подгруппам 8-10 человек.

4. Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Принципы проведения мониторинга:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.

Название разделов диагностической таблицы:

Ф. И. ребенка

Интеллектуально-эстетическое развития ребенка

Знание видов нетрадиционного рисования

Уровень творческих способностей

Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования

Передача настроения в рисунке

Общий уровень

Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы

Показатели оцениваются с помощью баллов:

0 - несоответствие показателю (низкий).

1 – частичное соответствие показателю (средний).

2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).

Шкала уровней:

0-3-низкий уровень. (49-10%)

4-12-средний уровень. (79-50%)

13-18-высокий уровень. (80-100%)

1. Интеллектуально – эстетическое развитие.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств.

2. Знание вида нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.

3. Уровень творческих способностей (РТВ).

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.

• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.

4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.

5. Передача настроения в рисунке.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга»
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 17:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД