Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа для старшей группы «Волшебные ниточки»

Мария Лощинина
Дополнительная общеразвивающая программа для старшей группы «Волшебные ниточки»

Данная программа разработана на основе изучения мнения родителей и направлена на приобретение дополнительных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций по профилю

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные ниточки»

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для старшей группы „Волшебные ниточки“» размещена в разделах

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.

Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

способствуют активному развитию у ребё нка:

• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

• сенсорного восприятия;

• глазомера;

• логического мышления;

• воображения;

• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

• художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Направленность программы.

Направленность программы «Волшебные ниточки»- художественно-эстетическая.

Актуальность

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

*Органов движения;

*Органов познания;

*Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов)

Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых - «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

Эффективность реализации данной программы выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за определенный промежуток времени (полугодие, год). Результаты промежуточной, итоговой диагностики показывают рост качества знаний детей по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.

Для реализации программы выбран алгоритм проведения занятия:

• Выбрать рисунок;

• Подобрать основу вышивки;

• Перевести рисунок на основу с изнаночной стороны;

• Разбить рисунок на элементы;

• Подобрать способ вышивания каждого элемента, учитывая характерные признаки вышиваемого предмета;

• Проколоть дырочки по контуру элемента с изнаночной стороны, соблюдая обязательные условия;

• Использовать проколы для вышивания соседних элементов;

• Вышить данный элемент;

• Проколоть дырочки по контуру следующего элемента.

Цель программы : развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Учебный материал программы «Волшебные ниточки» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план курса занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет 25 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 8 человек.

Сроки реализации: 36 часов

Формы обучения: очная.

Формы организации деятельности:

• например, фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т. п.);

• коллективная (ансамблевая) : организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно и т. п.);

групповая : организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т. ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);

индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков

Ожидаемый результатат

К концу обучения дети должны:

Знать:

-правила и последовательность работы над углом,окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами.

Уметь:

-отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки);

- дорисовывать изображение после вышивки угла;

- укреплять нить с обратной стороны;

-вдевать нить в иголку и завязывать узелок;

-самостоятельно подбирать цвет ниток;

-выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь трафаретами,

-моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга;

-анализировать образцы;

-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой.

Критерии и способы определения результативности

методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирование.

Формы подведения итогов

продуктивные формы: выставки, открытые занятия, показ достижений учащихся.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ Дата Тема Задачи

1 14.09.2021 Техника безопасности Познакомить детей с техникой безопасности при использовании иголки, нити и ножниц

2 21.09.2021 Шов «вперед иголка», «назад иголка», «крестик» Закрепить полученные знания на использование определенных швов

3 28.09.2021 Заполнение окружностей Учить технику заполнения окружностей таким образом, чтобы центр оставался пустым

4 05.10.2021 Аппликация «Грибок» Выполнить аппликацию с использованием техники заполнения окружностей

5 12.10.2021 Аппликация «Грибок» Продолжить работу над аппликацией

6 19.10.2021 Заполнение угла Познакомить с техникой заполнение угла. Учить правильно считать при заполнении угла

7 26.10.2021 Заполнение угла Закрепить умение заполнять угол

8 02.11.2021 Аппликация «Ракушки и водоросли» Выполнить ракушки и водоросли, применяя швы крестиком и прямые вертикальные линии

9 09.11.2021 Аппликация «Рыбки» Выполнить аппликацию, применяя технику заполнения угла

10 16.11.2021 Совместный коллаж «Аквариум» Продолжать работать над аппликациями «Ракушки и водоросли» и «Рыбки»

11 23.11.2021 Оформление совместного коллажа «Аквариум» Оформить аппликации «Рыбки» и «Ракушки и водоросли» в большой коллаж для родителей

12 30.11.2021 Аппликация «Ваза с цветами» Изготовить вазу с использованием вертикальных линий и крестика

13 07.12.2021 Аппликация «Ваза с цветами» Продолжить работу над аппликацией, выполнить цветы с использованием вертикальных линий и заполнения окружности

14 14.12.2021 Аппликация «Ваза с цветами» Доработать аппликацию, используя различные техники изонити

15 21.12.2021 Аппликация «Снежинка» Выполнить аппликацию любыми техниками, на выбор ребенка, изонити

16 28.12.2021 Аппликация «Снежинка» Продолжить работу над аппликацией, используя шов «назад иголка»

17 11.01.2022 Заполнение спирали Учить использовать новую технику-заполнение спирали

18 18.01.2022 Заполнение спирали Закрепить новую технику изонити, упражняться в точном исполнении техники под счет

19 25.01.2022 Закладка «Спираль» Изготовить закладку, используя новую технику заполнения спирали

20 01.02.2022 Закладка «Спираль» Продолжить работу над техникой заполнения спирали

21 08.02.2022 Аппликация «Парусник» Выполнить работу используя техники заполнение угла и заполнение окружности

21 15.02.2022 Аппликация «Парусник» Продолжить работу над аппликацией

22 22.02.2022 Цветы для мамы Выполнить работу используя техники заполнение угла и заполнение окружности

23 01.03.2022 Цветы для мамы Продолжить работу над аппликацией, используя технику заполнения угла и готовые детали из бумаги

24 08.03.2022 Лесная полянка Выполнить аппликацию, используя различные техники изонити.

25 15.03.2022 Лесная полянка Продолжать работу над аппликацией. Развивать умение самостоятельно определяться с цветом и техниками изготовления цветов.

26 22.03.2022 Лесная полянка Изготовление дополнительных деталей для совместного коллажа «Лесная полянка».

27 29.03.2022 Лесная полянка Оформление совместной детской работы для показа родителям.

28 05.04.2022 Аппликация «Ракета» Выполнить аппликацию, приуроченную ко Дню

29 12.04.2022 Аппликация «Ракета» Продолжить работу над аппликацией, используя технику заполнения угла и готовые детали из бумаги

30 19.04.2022 Поздравительная открытка Выбор и подбор картинки для открытки, приуроченной к Дню Победы. Поддержать стремление к самостоятельному выбору деталей открытки

31 26.04.2022 Поздравительная открытка Работа над открыткой. Самостоятельно использовать навыки работы техниками изонити.

32 03.05.2022 Поздравительная открытка Продолжать работу над открыткой. Беседа с детьми о том, для кого они выполняют работы.

33 10.05.2022 Аппликация «Паучок» Выполнить аппликацию, используя различные техники изонити.

34 17.05.2022 Аппликация «Паучок» Продолжить работу над аппликацией, используя технику заполнения угла и готовые детали из бумаги

35 24.05.2022 Свободная тема Определить самостоятельно работу, которую хочет выполнить ребенок, подготовить шаблоны

36 31.05.2022 Свободная тема Работа нал аппликацией в любых изученных техниках изонити

5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011.

2. Н. Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие - СПб: «Детство-Пресс»,2000 г.

3. О. В. Леонова Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб. : Издательский дом Литера, 2005

4. О. В. Леонова Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб. : Издательский дом Литера, 2012

5. С. Попивщая «Искусство вышивки: Курс обучения. - М. Издательство Эксмо; СПб: Валери СПД, 2004. (Академия «Умелые Руки»).

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Мастер-класс для родителей «Волшебные ниточки»Мастер-класс для родителей «Волшебные ниточки» Добрый вечер, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички. Сегодня я представляю вам мастер- класс по ниткографии, который я проводила.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для старшей группы «Волшебные ниточки»
Опубликовано: 22 января 2023 в 11:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД