Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет

Надежда Шелудько
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6–7 лет

Содержание:

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цели и задачи…. 4

3. Основные педагогические принципы…4

4. Возрастные особенности развития детей …. 5

5. Планируемые результаты …. ….5

6. Содержание, структура и объем программы…6

7. Учебный план… 7

8. Календарный учебный график…. 7

9. Методическое и материально-техническое обеспечение программы….14

10. Литература …. 14

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Шахматная азбука» для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития реб нка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности пут м знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматная азбука» по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста, является модифицированной, составленная на основе:

-. Программы «Феникс». Шахматы для дошкольников :

- программы и методических рекомендаций / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017

-Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.

- Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам,

Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008

Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, сч т, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте являются средством выявления и поддержки математически одар нных детей.

Настоящая Программа направлена на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за сч т включ нности в интеллектуально-спортивную среду.

Цель Программы :

создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.

Задачи Программы :

социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуациях успеха и неуспеха) :

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– формирование безопасных основ поведения в социуме;

– развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соревновательной деятельности; познавательные (во время теоретических и практических занятий) :

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование навыков сознательных действий посредством «действий в уме».

Концептуальные подходы

Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения, и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой реб нок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.

Основные принципы реализации Программы

В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих принципов:– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский)

– интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать реб нка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– учет индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

Возрастные особенности развития детей.

В дошкольный период у детей : головной мозг заканчивает свое анатомическое формирование;

развивается образное мышление;

активизируется внимание, оно становится произвольным;

появляется способность управлять своим поведением;

активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания.

Объем и срок освоения программы Срок реализации программы «Шахматная азбука» составляет один год.

Планируемые результаты освоения Программы

В ходе реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования реб нка.

Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.

РЕБЁНОК приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.

ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ созда т интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств реб нка;

укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «реб нок – семья – дошкольная образовательная организация».

РОДИТЕЛЬ получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего реб нка на раннем этапе его социализации.

Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, апрель) в виде диагностики.

Оценочные и методические материалы: шахматные турниры, решение задач

Формы обучающихся по программе

В программе используются такие формы как:

беседы в форме «вопрос – ответ», наблюдение, игровые ситуации.

Формы подведения итогов:

-Турниры детские и детско-родительские, викторины.

-Общие положения содержания

Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании. Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые.

Содержание, структура и объем программы

Основные методы занятий с детьми:

рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта.

Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Формы обучения :

Индивидуально-групповая, групповая.

Особенности организации образовательного процесса:

По программе «Шахматная азбука»» предполагаются занятия с учебными группами постоянного состава, одной возрастной категории.

Оптимальное количество обучающихся в группе 4-5 человек.

Режим занятий :

Занятия проходят: первый год обучения – 2 раза в неделю по 30 минут (6-7лет);

Объем – в год 58 занятий

Учебный план

Название услуги Вид занятий (групповые или индивидуальные) Возраст детей Кол-во учебных часов в неделю на одну группу Кол-во недель освоения программы Всего часов на одну группу

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

групповые

6-7 лет

2

29

58

Календарный учебный график (октябрь - май)

№ п/п Месяц Тема занятия Кол-во часов Формы работы

1 Октябрь 1-2 «Знакомство.

Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентар м.

3-4 «Шахматная доска.

Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партн рами.

5-6 «Прямые линии.

Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске

7-8 «Знакомство с шахматной доской. Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

2

2

2

2 Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Д/и “Большая и

маленькая», “Что

общего?” «Найди

фигуру», «Угадай-ка»,

«Кто быстрее».

Д/и «Белые и

черные», «Снежный

ком», «Какой фигуры не

стало»

Д/и «Кто

быстрее», «Прятки»,

«Чудесный мешочек».

3 Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией.

3-4 Знакомство с пешками. Познакомить с пешкой, е местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бь т другие фигуры.

5-6 «Пешка. Закрепить навыки игры пешкой.

7-8 «Тренировочные позиции»

Развивать память, внимание,

мелкую моторику, воспитывать

усидчивость. 2

2

2

2 Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее

расставит»

Наблюдение, игровые ситуации

Работа с диаграммой:

закрась фигуры, найди

ошибку в расстановке,

д/и «Какой фигуры не

стало?»

4 Декабрь 1-2 Соревнование пешками.

Закрепить материал посредством

дидактических игр-заданий.

3-4 «Знакомство с Ладьями

Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит.

5-6 «Ладья. Закрепить навыки игры фигурой Ладья.

7-8 «Тренировочные позиции. Ладья». Развивать внимательность.

Воспитывать усидчивость. 2

2

2

2 Д/и «Путаница», «Да и нет», блиц опрос по

пройденным темам, работа с раскрасками

«Выложи шахматную

дорожку», раскрасить

шахматное поле, на диаграмме обозначить

центр с помощью

символов

Игровые ситуации

5 Январь 1-2 «Знакомство со Слонами. Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами

3-4 «Слон Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон. 2

2

Выкладывание

фигурами

шахматную дорожку –

вертикаль, горизонталь.

6 Февраль 1-2 «Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны). Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

3-4. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач.

5-6 Знакомство с Ферзями. Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бь т другие фигуры.

7-8 Ферзь. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь. 2

2

2

2 Раскрасить шахматные

дорожки, (1-ю

горизонталь, самую

длинную диагональ и т.

д., д/и «Диагональ,

«Вертикаль»,

«Горизонталь», «Центр»

Работа с диаграммами,

слепить шахматную

фигуру ладья,

Игры с

шахматными фигурами.

Игровые ситуации

7 Март 1-2 Ферзь и пешки. Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка.

3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

5-6 Знакомство с Конями. Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами.

7-8 Конь угрожает. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. 2

2

2

2 Игра на «уничтожение»

д/и

«Цепочка».

Дидактические задания и

игры “Перехитри

часовых”,

“Один в поле воин”,

ДИ “Кратчайший

путь”.

Игровые ситуации

8 Апрель 1-2 Знакомство с Королями Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

3-4 Король. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение.

5-6 «Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

7-8 Шах и мат. Сформировать представление о комбинациях шах и мат. Спортивное соревнование.

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии. 2

2

2

2 «Загадки шахматной

шкатулки», игры и упражнения в паре.

Игры с шахматными

Фигурами

Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Игровые ситуации

9

Май 1-2 Ценность фигур. Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры.

3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

5-6 До свидания, шахматная страна. Закрепить пройденный материал. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии 2

2

2

Игры с шахматными

Фигурами

Самостоятельные и командные игры с

шахматными фигурами

Игровые ситуации

Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы :

1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению реб нка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у реб нка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партн рами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки.

3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому реб нок включается в процесс «действия в уме».

Методы и технологии

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. Наглядные методы. Реб нок получает информацию с помощью раздаточных материалов.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и информируют практические умения и навыки шахматной игры.

Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определ нной последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

Формы сотрудничества с семь й :

Программа по шахматам «Шахматная азбука» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий. Сотрудничество с семь й является одним из важнейших условий реализации Программы.

Задача педагогического коллектива

– установить конструктивные партн рские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

В дошкольный период детства происходит становление личности реб нка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для реб нка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление реб нка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы

Формы работы с родителями:

– индивидуальные собеседования;

– консультации, беседы;

– совместное проведение мероприятий;

– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам.

Условия работы с родителями:

– целенаправленность;

– систематичность;

– дифференцированный подход с уч том специфики каждой семьи;

– доброжелательность и внимание.

В настоящей Программе понятие «интеллектуально-спортивная среда» понимается как часть «специально организованного интерактивного пространства для развития свойств личности и структурирования процессов мышления посредством шахматной игры», состоящего из материальных объектов предметной среды и педагогических технологий – объектов социальной среды, обогащ нных учебно-методическим и материально-техническим сопровождением.

Объекты предметной среды:

Помещение, в котором проводятся занятия, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, которая должна быть оборудована с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Для реализации Программы «Шахматная азбука»» необходимо иметь спортивный инвентарь (шахматные комплекты) и сопутствующие материалы (раздаточные материалы для ребенка и методические рекомендации для взрослого).

В современных образовательных организациях применяют технические средства наглядности – рекомендуется использовать компьютер (ноутбук) и интерактивную доску (могут быть рекомендованы интерактивные столы для дошкольников).

Объекты социальной среды:

Для реализации целей и задач Программы важен диапазон охвата социальных объектов (семья, сверстники, представители шахматного спорта, другие объекты социума, поскольку все приобретаемые навыки не только используются реб нком в дошкольной образовательной организации, но и реализуются вне е.

В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

Материально- техническое и методическое обеспечение реализации Программы :

Оборудование кабинета:

- 5 столов

- 10 стульев

- дидактические игры для обучения игре в шахматы

- мольберт

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)

- настольные шахматы, шашки

-магнитная шахматная доска

Используемая литература.

1. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников : программа и методические рекомендации / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017

2. Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.

3. Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам, Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Шелудько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 10:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД