Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики «Волшебный мир творчества» для детей 5–6 лет

Надежда Иванова
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики «Волшебный мир творчества» для детей 5–6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа

По развитию мелкой моторики «Волшебный мир творчества» для детей 5-6 лет.

Программа по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 5-6 лет.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 5-6 лет.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики „Волшебный мир творчества“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Ловкие пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-6 лет, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

- обучение детей проводится с пятилетнего возраста;

- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Отличительные особенности данной программы.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости : скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие в НОД, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.

Цель программы : создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи программы :

1) Воспитательные:

-Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

-Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

-Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

2)Развивающие :

-Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

-Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

-Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

3)Образовательные

-Научить детей владеть графическими навыками письма

-Формировать навыки исполнительского мастерства.

-Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Программа включает в себя следующие разделы:

-пальчиковая гимнастика;

-оригами;

-конструирование;

-игры и действия с предметами;

-лепка;

-аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Результатом работы по данной программе должно стать :

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами трудовой деятельности.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы :

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны знать:

-виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

-свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

-понятие “оригами”;

-основные правила склеивания;

-понятие «конструктор»; «мозаика».

Должны уметь:

-применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой).

-пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком.

-изготавливать детали по шаблону.

Перспективное планирование.

Тема занятий Цель занятий Содержание

Сентябрь

1.

«Ознакомительное». Учить детей сохранять правильное положение головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке. 1. Проведение пальчиковой гимнастики «Подарки».

2. Физминутка.

«Девочки и мальчики прыгают, как мячики…»

2.«Детский сад для ребят». 1. Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3. Раскрашивание игрушек.

3.«Осень. Осеннее дерево - Береза 1. Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилинография. «Осеннее дерево - береза».

4. собери листик клена из счетных палочек.

4. Грибы. Белый гриб. 1. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

1. Физминутка «Грибы».

2. Белый гриб из крупы.

3. Собери из счетных палочек гриб.

Октябрь

1.«Огород. Овощи». 1. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Учить детей выстригать прямые линии. 1. Физминутка «Овощи».

2. Аппликация из бумаги, пластилина, из салфеток «Морковь».

3. Собери из счетных палочек морковь.

4. С помощью ножниц выстригать прямые линии.

2.«Сад. Фрукты». 1. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Закрепить умение придавливать шарики.

2. Продолжать учить выстригать «волнистые линии». 1. Физминутка «Фрукты.»

2. Пластилинография «Ветка винограда»

3. С помощью ножниц выстригать волнистые линии.

3. «Ягоды». 1. Развитие мелкой моторики.

2. Продолжать скатывать шарики из салфеток.

3. Продолжение работы с ножницами «большие волны». 1. Физминутка «Ягоды».

2. «Кусочек арбуза» скатывание шариков из салфеток,и ниток.

3. С помощью ножниц выстригать «большие волны».

4.«Дом. Мебель, квартира»». 1. Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Тренировать навык приклеивания мелких деталей,

учитывая их форму.

1. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

2. «Рамка для

фотографий»(из пластилиновых шариков.)

3. Собери из счетных палочек стул.

Ноябрь

1.«Мой город». 1. Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микро-плоскости. 1.«Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного транспорта из бумаги.

2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

2.«Посуда». 1. Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Тренировать навык приклеивания мелких деталей,

учитывая их форму.

2. Работа с ножницами. 1. Физминутка «Посуда»

2. Пальчиковая гимнастика «Чайник»

3. Аппликация «Чайник».

4. Узор «зигзаг» выстригание ножницами.

3. «Электроприборы». 1. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работа с ножницами. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».

2. Лепка «Утюг»

3. Узоры «зигзаг, волны, кирпичи» выстригание.

4.«Перелётные птицы». 1. Продолжать учить детей работать вместе.

2. Составлять аппликацию.

3. Работа с ножницами. 1. Физминутка «Лебеди».

2. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы».

3. «Лебеди». Коллективная работа из ладошек.

4. Выстригание геометрических фигур.

Декабрь

1.«Зима. Зимний лес». 1. Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную координацию.

1. Физминутка «Пришла зима».

2. Пальчиковая гимнастика «Зима»

3. Аппликация из белых ниток и белых салфеток.

4. Собери из счетных палочек снежинку.

2. «Ёлка». 1. Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1. Пальчиковая игра «Елочка»

2. Рисование по точкам «Елочка»

3. Нарядная елочка (оригами)

4. Собери из счетных палочек елочку.

3.«Новый год». 1. Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

Учить выкладывать узор из бисера,

вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями.

2. Работа с ножницами.

1. Игра «Наведем порядок».

(группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка». (пластилинография+

выкладывание бисером)

4. Работа с ножницами «звезда».

4.«Зимующие птицы». 1. Ознакомление с окружающим. Наблюдение за птицами на прогулке.

2. Работа с ножницами. 1. Аппликация «Синичка». Создать из оторванных цветных кусочков птицу.

2. С помощью ножниц выстригание «цветка и облака».

Январь

1.«Головные уборы». 1. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работа с ножницами. 1. Пальчиковая гимнастика «В шапочках желтых»

2. Пластилинография «Шляпки»

3. Работа с ножницами «Геометрические фигуры».

2. «Домашние животные». 1. Продолжать знакомить с техникой «оригами».

Учить складывать бумагу с опорой на схему.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. 1. Пальчиковая гимнастика «Котик».

2. Котёнок.

(оригами)

3. Собери из счетных палочек киску.

3. «Дикие животные». 1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. 1. Пальчиковая Гимнастика.

2. Лисичка Из пластилиновых жгутиков закрученных в спираль.

3. Собери из счетных палочек волка.

4. «Домашние птицы». 1. Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала.

Развивать чувство цвета и формы.

2. Работа с ножницами. 1. Пальчиковая гимнастика «Гуси»

2. Физминутка «Гусь – физкультурник»

3. Обрывная аппликация «Гусь».

4. Выстригание «круги и спираль».

Февраль

1. Животные Севера. 1. Продолжать учить приклеивать детали аппликации.

1. Физминутка «Пингвины».

2. Аппликация «Пингвин» из ваты.

2. Одежда. Платье для куклы. 1. Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала.

Развивать чувство цвета и формы.

1. Пальчиковая гимнастика «Сто Одежек».

2. Физминутка «Одежда»

3. Украсить для куклы платье (Пластилин).

3.«Наша Армия». 1. Учить использовать технику «оригами» в изготовлении воздушной техники.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

1. Физминутка «Самолет»

2. Самолет.

(оригами)

3. Собери из счетных палочек корабль.

4. «Наши любимые игрушки». 1. Учить детей складывать бумагу в гармошку.

1. Физминутка «Матрешка».

2. Кукла из гармошки.

Март

1.«Весна». 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

2. Работа с ножницами. 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.

2. Нанизывание пуговиц - называние ( чередование: маленькая, большая и т. д.)

3. Обрывная аппликация «Солнышко»

4. Работа с ножницами «большая спираль».

2.«Праздник 8 марта».

1. Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала.

Развивать чувство цвета и формы.

1. Пальчиковая гимнастика

«Маму я свою люблю»

2. Открытка на 8 марта «Каллы в вазе».

3. Собери из счетных палочек цветок.

3.«Продукты питания». 1. Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала.

Развивать чувство цвета и формы.

1. Физминутка «Продукты питания»

2. Пальчиковая гимнастика «Продукты питания».

3. Обрывная аппликация «Яичница на сковороде».

4. Собери из счетных палочек половник.

4. «Первые цветы». 1. Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (прямая).

Развивать мелкую моторику

1. Физминутка «Первые цветы».

2. Подснежники.

(пластилинография)

Апрель

1. Животные жарких стран.

1. Продолжать учить создавать поделки, используя несколько видов материала.

Развивать чувство цвета и формы.

1. Физминутка «Мы охотимся на льва».

2. Львёнок.

(аппликация).

2. «Космос». 1. Способствовать развитию навыков конструирования.

Круги цветной бумаги желтого, оранжевого и красного цвета радиусом 5 см, 4 см, 3 см. 1. Чтение рассказа С. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».

2. Звезда Научить детей делать из бумаги звездочку.

3. Собери из счетных палочек звезду.

3. Дымковская роспись. 1. Продолжать знакомить с техникой «пластилинография» (мозаичная).

Развивать творческое воображение.

1. Физминутка «Лошадка».

2. Лошадка из Дымково.

(пластилинография)

4.«Насекомые». 1. Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук 1. Физминутка «Бабочка».

2. Аппликация «Бабочка Изготовление бабочки из мятой бумаги.

3. собери из счетных палочек бабочку.

Всего: 36часов.

Публикации по теме:

«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук Детям всегда интересно играть в то, что сделано своими руками. Для того, чтобы разнообразить коррекционный процесс для своих детей я связала.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики «Волшебный мир творчества» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 11:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мелкой моторики «Волшебный мир творчества» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД