Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет

Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно - исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию „Маленькие ученые“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно - исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых: любознательность, постоянное экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - познать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Главное в экспериментировании заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ

недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т. д. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Направленность дополнительной образовательной программы

Направленность программы «Маленькие учёные» исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Она является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :

- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной

и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников: «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском

саду разработана программа кружка «Маленькие ученые» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации

посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально- исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать своюжизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель Программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей

через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление.

Развивающие :

Развивать познавательную функцию экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства : целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Воспитывать умение выполнять последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Отличительные особенности программы

• Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

• Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

• Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

• Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л. C.Выготского, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

Этапы реализации программы дополнительного образования :

1 этап – подготовительный

- предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

- определение типа, вида и тематики.

- выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные)

- подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

2 этап – основной

Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

3 этап - завершающий

- анализ эффективности работы по познавательному развитию детей за период реализации программы

- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов экспериментальной работы.

Формы и режим занятий.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме работы дополнительного образования : занятия, экскурсии, экспериментирование, применение ИКТ и других технических средств обучения (ТСО).

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.

Общее количество учебных занятий в год - 63.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей.

Ожидаемые результаты итогов реализации программы и способы их проверки.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются :

- входной контроль, беседа, опрос

- текущий контроль осуществляется после изучения тематического модуля программы /итоговая беседа/

- диагностика педагогического процесса

- открытые занятия по итогам года

- выступление на педагогическом совете – подведение итогов работы

- организация видеопрезентаций и фотовыставок хода педагогического процесса (в течение учебного года).

Перспективный план дополнительной образовательной программы по познавательному развитию «Маленькие ученые» в средней группе

1 модуль - «Знакомство с песком и глиной»

Опыт 1

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Опыт 2

Свойства песка и глины

Дать детям представление о песке и глине; помочь определить их качества и свойства (глина мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Опыт 3

«Из чего состоит песок» ознакомление со свойствами песка.

Опыт 4

«Делаем дорожки и узоры из песка» продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

2 модуль -- «Волшебница вода»

Опыт 5

Свойства воды Показать, что вода не имеет формы

Выяснить имеет ли вкус вода.

Выяснить имеет ли цвет вода.

Опыт 6

«Вода – растворитель»

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Опыт 7

«Почему вода бывает грязной?», «Фильтр для воды» Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Опыт 8

Дождь в банке / Круговорот воды в природе /

3 модуль - «Воздушное царство»

Опыт 9

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

дать детям представления о воздухе и его свойствах; помочь в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве;

развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать речь, мышление;

воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире.

Опыт 10

Прогулки невидимки

Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т. д.).

Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе.

Опыт 11

«Я вижу воздух»

дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.

Опыт 12

«Загадочные пузырьки

4 модуль - «Снег и лед»

Опыт 13

Таяние снега

ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Опыт 14

Взаимодействие воды и снега.

Выявить свойства воды.

Выявить способность воды остывать под действием внешних условий.

Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость.

Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

Опыт 15

Раскрасим снег

Закреплять знания детей о свойствах снега.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Вызывать интерес к неживой природе

Воспитывать любознательность, радость от открытий, полученных из опытов.

Опыт 16

Цветные льдинки

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления

5 модуль - «Загадочное притяжение»

Опыт 17

Какие предметы дружат с магнитом

Учить детей определять магнетические предметы, используя магнит.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Опыт 18

Достань предмет

Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

Закреплять знания детей, умению отделять магнетические предметы, от немагнетических, используя магнит.

Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты.

Опыт 19

Волшебная рукавичка

познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы;

развивать мышление, любознательность;

воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Опыт 20

Мы – фокусники

Познакомить детей со свойством магнита притягивать некоторые предметы. В ходе опытов самостоятельно выявить все свойства магнита. Подвести детей к формулировке понятия «магнит» и применение его в хозяйственной деятельности. Учить выдвигать гипотезы и решать проблемы в ходе наблюдения.

6 модуль - «Лаборатория огородных наук»

Опыт 21

В маленьком семени прячется растение

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур : от семени до взрослого плодоносящего растения.

Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

Опыт 22

Посадим огород

Учить различать овощи по характерным признакам

Развивать память, обследовательские действия.

Создать чувство эмоционального комфорта.

Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью

Развивать умение правильно сажать в землю семечко и ухаживать за ним.

Опыт 23

«Как быстро перебрать крупу»

сравнить свойства крупы.

Опыт 24

Месим, месим, выпекаем

7 модуль - «Свойства солнечного света»

Опыт 25

Свет повсюду

показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

Опыт 26

«Солнечная лаборатория» Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Опыт 27

«Свет и тень»

Развивать способность предполагать исход события, поощрять желание детей рассуждать;

Объяснить детям через эксперименты со светом и тенью природные явления.

Опыт 28

Поймаем солнечного зайчика дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

8 модуль - «Разные материалы»

Опыт 29

Дерево, бумага.

Свойства дерева и бумаги

формировать умение узнавать предметы сделанные из дерева и бумаги, определять их качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Опыт 30

Стекло, свойства

Обобщить знания детей о свойствах стекла методом сравнения его с другими материалами (пластмассой, резиной,

путём исследования.

Расширять и активизировать словарный запас при ознакомлении детей с природными и искусственными материалами.

Опыт 31

Ткань, свойства Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

Опыт 32

Резина, металл, пластмасса. Познакомить детей с разными материалами, активизация словаря

Работа с родителями воспитанников

Формы работы с родителями:

Очень важно в процессе формирования познавательного интереса у детей обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс развития, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс работы по познавательн6ому развитию с семьей включает :

• Консультации индивидуальные и групповые. Онлайн – консультации.

• Мастер-класс для родителей

• Беседы с родителями

• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

• Семинар – практикум.

• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.

• Просмотр занятия

• Изготовление игр, пособий.

Методическое обеспечение программы

Материально – технические условия

для реализации программы

Основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р.

• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д. р);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование :

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы проведения эксперимента;

Список литературы

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»

4. Николаева С. Н. ; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);

5. Рыжова Н. А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);

6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребёнок в мире поиска»

8. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

10. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 10:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД