Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Родина Хакасия»

Светлана Чучунова
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Родина Хакасия»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Программа

Туристско-краеведческой направленности

«Моя родина Хакасия»

Содержание

1. Целевой раздел…3

1.1. Цели и задачи, принципы реализации программы…3

1.2. Планируемые результаты….4

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе…. 5

2. Содержательный раздел….5

2.1. Содержание образовательной деятельности по программе….5

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Моя Родина Хакасия“» размещена в разделах

2.1.1. Образовательный модуль «Заповедники Хакасии»….6

2.1.2. Образовательный модуль «Достопримечательности Хакасии»…8

2.1.3. Образовательный модуль «Традиции, обычаи хакасского народа»…. 9

2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей…. 10

2.3. Формы, методы и средства реализации программы…11

3. Организационный раздел…. 11

3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы…11

3.2. Материально-техническое, методическое обеспечение…. 12

3.3. Учебный план…. 12

1. Целевой раздел

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурноисторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

1.1. Цели и задачи программы :

Цель:

Развитие интереса к изучению окружающего мира; воспитание чувства собственного достоинства, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия, об окружающей природе и месте человека в ней.

Задачи:

• Создать условия для развития познавательного интереса к прошлому и настоящему родного города и республики, расширения представлений об истории родного края. Познакомить с основами краеведческой работы; прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

• Воспитывать уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

• Расширять представления о природных богатствах Республики Хакасия, быте, традициях разных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

• Способствовать развитию личности, социализации воспитанников, создать условия для проявления нравственно-патриотических качеств: гордость за родину, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, республики.

• Создать условия для самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, для развития наблюдательности, инициативности, ответственности, активности, творческого начала.

• Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности.

Принципы и подходы к формированию программы

1. Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

1.2. Планируемые результаты

Воспитанники будут знать:

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- название улиц;

- архитектурные, скульптурные памятники города;

- имена и достижения знаменитых земляков;

-достопримечательности Республики Хакасия;

-традиции, обычаи хакасского народа.

Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- дружелюбие.

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе

Планируемый результат

Воспитанники будут знать:

- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- название улиц;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев Великой Отечественной войны уроженцев Осташкова;

- промышленные предприятия города;

Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- дружелюбие.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности по программе

Задачи:

1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой Республики Хакасия, родного города. Воспитывать чувство любви к своей «Малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме образовательной деятельности (часть занятия, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

1. Растения Республики Хакасия. Растения луга, леса, водоемов. Что нам дает тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Республики Хакасия. Животные луга, леса, водоема. Редкие животные своего края. Виртуальные экскурсии.

3. Полезные ископаемые Республики Хакасия. Добыча каменного угля.

4. Воды Республики Хакасия. Знакомство с основными реками, озерами своей местности. Значение рек, водоемов в жизни людей.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой Республики Хакасия, города Абакана. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Абакан, Республики Хакасия. Памятники.

8. Народы Республики Хакасия. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Хакасия, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Народные праздники. Чтение легенд, сказок.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Республики Хакасия.

2.1.1 Образовательный модуль «Заповедники Хакасии»

Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей территории, своей местности. Показать, что на ней ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края.

Задачи:

1. Расширить представление детей о родном крае.

2. Продолжать знакомить детей с животными заповедника. Закрепить представления о многообразии животного мира Хакасии : виды растений и животных, обитающих на этих территориях.

3. Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

познавательную;

творческую (художественно-эстетическую);

коммуникативную.

4. Развить интерес к изучению родного края.

5. Воспитывать чувство гордости за родную природу.

п/п Тема Цель Задачи Часы

Сентябрь-ноябрь (с 13.09.2021 по 25.11.2021)

1 «Фотовыставка заповедных мест Хакасии» Развитие интереса к изучению окружающего мира, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об окружающей природе. 1. Создать условия для развития познавательного интереса к родному краю.

2. Познакомить с основами краеведения.

3. Обогатить представления о природных богатствах Республики Хакасия.

4. Воспитывать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к природе.

1

2 «Хуртуйах тас» 1

3 «Ивановские озера» 1

4 «Сундуки» 1

5 Салбыкский курган 1

6 «Тропа предков» 1

7 «Пещера 5-ти озер» 1

8 «Туимский провал» 1

9 «Боярская писаница» 1

10 «Курган «Барсучий лог» 1

11 Создание папки «Заповедные зоны Хакасии» 1. Прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

2. Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности. 1

Итого: 11

2.1.2. Образовательный модуль «Достопримечательности Хакасии»

Цель: Создание условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях Хакасии.

Задачи:

1. Дать детям знания из истории Хакасии : о Н. Ф. Катанове, о украшениях хакасского народа. Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать умение детей в составлении узора.

2. Прививать интерес к истории родного края. Развивать творческие способности детей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки. Ориентировать детей в сферах человеческой деятельности: наука, искусство, культура.

3. Воспитывать любовь к малой родине – Хакасия. Содействовать эстетическому воспитанию дошкольников. Оказывать эмоциональное воздействие через тексты прозы и поэзии о Хакасии.

п/п Тема Цель Задачи Часы

Декабрь-ноябрь (с 02.12.2021 по 24.02.2022)

1 «Моя родина Хакасия» Развитие интереса о представлении достопримечательностях Хакасии. 1. Создать условия для развития познавательного интереса о представлении истории родного края.

2. Воспитывать уважение к историческому прошлому, бережное отношение к памятникам истории.

3. Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, достопримечательностях, богатства города.

4. Способствовать развитию для проявления нравственно0патриотических качеств, гордость за родину, гуманизм, приумножать богатства города, республики. 1

2 Саяно-шушенская ГЭС 1

3 Спасо-Преображенский кафедральный собор 1

4 Лечебные озера Хакасии 1

5 Природный парк «Ергаки» 1

6 «Бородинская пещера» 1

7 Музей под открытым небом «Шушенское» 1

8 «Хакасский краеведческий музей» 1

9 «Музей-заповедник Казановка» 1

10 КВН «Знатоки Хакасии» 1

11 Создание папки «Достопримечательности Хакасии» 1. Прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

2. Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности. 1

Итого: 11

2.1.3. Образовательный модуль «Традиции, обычаи хакасского народа»

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями хакасского народа.

Задачи: 1. Осваивать знания о культуре родного края;

2. Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;

3. Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.

п/п Тема Цель задачи Часы

Декабрь-ноябрь (с 02.12.2021 по 24.02.2022)

1 «Драгоценное наследие» Расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия и месте человека в ней. 1. Создать условия для представлений бытия, традициях, культуре хакасского народа.

2. Расширение представлений о социальной среде, истории Хакасии.

3. Обогатить знания дошкольников о истории традиции хакасов. 1

2 «Обычаи хакасского народа» 1

3 «Почитание духа огня

» 1

4 «Традиционная одежда» 1

5 «Тун Пайрам» 1

6 «Чыл Пазы» 1

7 «Уртун той» 1

8 «Быт хакасского народа» 1

9 «Культура хакасского народа» 1

10 «Хакасский шаманизм» 1

11 Создание лепбука «Традиции хакасского наррода» 1. Прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

2. Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности. 1

Итого: 11

2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей

Формы обучения: проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.

- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;

- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.

Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников.

Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребё нка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.

2.3. Формы, методы и средства реализации программы

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная

деятельность детей Совместная деятельность с семьей

Напоминание.

Объяснение.

Наблюдение. Развивающие игры.

Проблемные ситуации. Игровые упражнения

Показ.

Наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Игровые занятия.

Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные).

Виртуальные экскурсии.

Проектная деятельность.

Конкурсы.

КВН.

Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации.

Чтение литературы. Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Наблюдение.

Продуктивная деятельность Опрос.

Анкетирование.

Консультации.

Коллекционирование (создание папок по модулям)

Беседа.

Совместная продуктивная деятельность.

Выставки.

Совместные виртуальные экскурсии.

Совместная театрализованная деятельность.

Конкурсы

3. Организационный раздел

3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы

- Создание условий для успешной социализации ребенка;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

- динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; - становление высоконравственных, этических норм поведения.

Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется во второй половине дня, в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.

3.2. Материально-техническое, методическое обеспечение

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы : учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Учебный план

Направленность

программы Название программы Возраст обучащихся Количество

Групп/подгрупп Сроки реализации программы Группа Название модулей Количество часов в недел Количество часов в год

Туристическо-краеведческая «Моя родина-Хакасия» 6-7 лет 1 1 год №5 «Колокольчик» «Заповедники Хакасии» 1

Туристическо-краеведческая «Моя родина-Хакасия» 6-7 лет 1 «Достопримечательности Хакасии» 1

Туристско-краеведческая «Моя родина-Хакасия» 6-7 лет 1 «Традиции хакасского народа» 1

Итого 1 34

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Родина Хакасия» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Чучунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя Родина Хакасия»
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 18:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД