Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Здоровей-ка»

Людмила Соколова
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Здоровей-ка»

Раздел 1. Комплекс характеристик программы.

1.1. Пояснительная записка.

Направленность программы

Программа направлена на организацию дополнительных занятий для воспитанников старших и подготовительных к школе групп дошкольного учреждения.

Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика. Одна из разновидностей лечебной гимнастики - корригирующая гимнастика, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, а также укрепления мышц спины, рук, ног.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования „Здоровей-ка“» размещена в разделах

Актуальность программы

Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет своевременное проведение ЛФК, улучшающее физическое развитие, а также воспитывающее у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.

Отличительные особенности программы

Достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.

Занятия планируются в сюжетно-игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые формы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в движении, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм.

В процессе обучения используются такие методы: словестный, практический и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений:поточный, поочередный, одновременный. Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Используются на занятиях тренажеры, разнообразный спортивный инвентарь, что позволяет тренировать и сердечно-сосудистую систему, и дыхательную систему детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств - способствуют укреплению здоровья детей.

Тренажеры, используемые на занятии – это мячи, гимнастическая скамья. Спортивный инвентарь – массажные коврики, гимнастические палки разной длины, кольца, обручи, массажные мячи с шипами и мячи разного диаметра.

Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурно-оздоровительным занятиям и двигательной активности без ущерба их здоровью.

Разработаны и внедрены в деятельность: перспективные планы работы, конспекты занятий, консультации для родителей, открытые занятия.

Принципы программы.

Эффективность программы возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей. Объяснение педагогом перспективы формирования правильной осанки и стопы под влиянием физических упражнений повышает интерес детей к занятиям. Поэтому работа ведется по принципам:

- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);

- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

- наглядности (показ упражнений педагогом);

-повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Адресат программы

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной к школе группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующий в реализации программы : первый год обучения 5-6 лет; второй год обучения – 6-7 лет.

Состав группы

10 – 15 человек

Формы обучения

Очная

Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные формы работы с детьми.

Формы организации педагогического процесса

- Специально – организованная деятельность инструктора с детьми

- Совместная деятельность взрослого с детьми

- Самостоятельная деятельность детей

Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 2 года.

Количество часов в неделю – 30 минут

Количество недель –36

Всего часов – 18

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Продолжительность занятий 30 минут.

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Нормативные документы

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72.2

- Конвенция о правах ребенка (1989 год)

- Закон РФ «Об образовании»

- Типовое положение о ДОУ

- СанПиН 2.4.1.3049-13

- Устав ДОУ

- ФГОС ДО

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменение и дополнение по мере профессиональной необходимости.

1.2. Цель данной программы–развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Основными направлениями системы ЛФК в работе с детьми являются следующие задачи:

Обучающие:

-знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;

Развивающие:

-удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

-осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;

-формирование правильной осанки;

-укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Воспитательные:

- воспитание здоровой и всесторонне развитой личности.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Физические упражнения - главное средство ЛФК.

Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольном учреждении наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, игры.

1.3. Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Здоровей-Ка».

Программа «Здоровей-Ка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. В программе используются различные методики, традиционные программы и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной активности ребенка и на профилактические упражнения. Занятия построены с учетом возрастных критериев. В ЛФК различают упражнения общего характера и специального, так как применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнения общего характера. ЛФК основывается на движении. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.

Занятия в кружке проводятся с учетом постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия физическими упражнениями начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.

Планируемые результаты

К концу обучения для каждого ребенка конкретным показателем его успехов являются:

- снижение показателей заболеваемости;

- положительная динамика: физического развития, уровня развития движений (ребенок двигательно активен, подвижен);

- психического развития и адаптационных возможностей детей;

- ребенок владеет основными видами движений (ходьба различная, бег в разном темпе и направлении, прыжки);

- воспроизводит простые движения по показу взрослого;

- охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованным взрослым

Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры.

Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры.

Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения : в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

- Количество учебных недель – 36

- Количество учебных дней – 36

- Продолжительность каникул – с 01.01 по 10.01.

- Даты начала и окончания учебных этапов - с 15.09 по 31.05

Условия реализации программы.

- Спортивный зал, соответствующий санитарным нормам СанПин.

- Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.)

-Наглядно-дидактический материал.

-Спортивное оборудование.

-Спортивный инвентарь (мячи, обручи, корригирующие дорожки, массажные дорожки, гимнастические палки, канаты, маты, кегли, скакалки, наклонные доски, ребристые доски).

- Атрибуты к спортивным и подвижным играм.

- Нетрадиционное спортивное оборудование (ленты, мешочки с песком, мячи с шипами).

-Кадровые. Педагог дополнительного образования.

-Материально-техническое: проектор, ноутбук, программное обеспечение.

-Методические разработки занятий к программе.

2.3. Формы аттестации.

В течение учебного года ведется журнал посещаемости.

Проводится диагностика двигательной активности детей (сентябрь и май).

Ведется дневник наблюдений.

Проводятся открытые занятия для родителей.

Ведется видеозапись занятий.

Проводится анкетирование родителей.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседы с родителями об успехах их детей.

Общение в интернет мессенджер.

Итогом реализации программы является - физкультурно-оздоровительное развлечение, родительское собрание в виде круглого стола, веселые старты "папа,мама, я - здоровая семья".

2.4. Оценочные материалы

Оценка осуществляется по 5 -бальной системе:

1 балл - ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания.

Полученная сумма балов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе:

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)

Средний уровень - 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)

Низкий уровень - менее 2,9 балла (менее 58%)

2.5. Методические материалы.

Методы обучения

- игровой (основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра в своей основе имеет определенную цель, какое – либо задание. В процессе игры ети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире);

- метод аналогий (в программе широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, где педагог использует игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания);

- словесный метод (объяснение методики исполнения движений, оценка);

- практический метод (заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений);

- наглядный метод (показ выполняемых упражнений педагогом).

Формы организации образовательного процесса

- групповая

- подгрупповая

- фронтальная

- индивидуально-групповая

Формы организации учебного занятия

- ритмическая гимнастика;

- динамические и оздоровительные паузы;

- релаксационные упражнения;

- различные виды подвижных игр;

- занимательные разминки;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- корригирующая гимнастика;

- самомассаж.

Педагогические технологии

- здоровьесберегающая

- игровой деятельности

-развивающая

Алгоритм учебного занятия

Структура занятий:

- Вводная часть:

- проверка осанки и равнения, различные виды ходьбы и бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия - 5 мин.

- Основная часть:

- ОРУ - блок физических упражнений направлен на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формированию нормального свода стопы 8 мин.

- ОВД - упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание - 7 мин., игры разной подвижности - 5 мин.

- Заключительная часть:

- коррекционные упражнения, релаксация - 5 мин.

В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный).

Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Содержание программы оздоровительной физической культуры позволяет: адаптировать двигательный режим в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и внедрять оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в процесс реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; добиться существенного оздоровительного эффекта и повышение уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня; подготовить детей к освоению учебной программы по физической культуре в начальной школе.

Список литературы

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005._ 96с.

2. Долой болезни! Практический материал по оздоровлению детей дошкольного возраста. Владимир, 1998. - 67с.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М. : ВАКО, 2008. - 176с.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. - М. : Просвещение, 2006. - 112с.

5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 5-7 лет. Профилактика и лечение. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64с.

6. Новак Е. В. Пальчиковые игры и гимнастика для дошкольников. - Белгород: Книжный клуб, 2914. - 128с.

7. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.

8. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019)

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Здоровей-ка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Соколова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Здоровей-ка»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 14:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД