Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

аверина светлана
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Направленность дополнительной образовательной программы «Подготовка руки к письму» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Уровень освоения базовый

Отличительной особенностью данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Адресат программы

Деятельность детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество занятий в год – 36.

Программа рассчитана для детей 6 – 7 лет. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы : помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи программы :

Воспитательные:

1. Формировать интерес к занятиям, организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

2. Формировать заинтересованность в освоении навыков письма.

3. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.

2. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

3. Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций.

Обучающие:

1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

2. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.

5. Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

1.3 Содержание программы

Учебный план

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму» проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз вгод

Программа включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• раскрашивание

• фигурки из палочек

• обводка и штриховка трафаретов

• работа в тетради в клетку

• графический диктант.

Структура занятия.

1 часть. В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети на каждом занятии знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.

2 часть. Во второй части занятия дети занимаются различными видами деятельности

3 часть. В последней части занятия дети занимаются в рабочих тетрадях, выполняют различные задания.

1.4 Планируемые результаты

Воспитанник будет знать:

• гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)

• правила работы с тетрадью

Воспитанник будет уметь:

• правильно сидеть за столом во время письма

• правильно располагать рабочую тетрадь

• правильно держать карандаш и ручку

• проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)

• ориентироваться на листе бумаги в клетку

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:

• Развитие коммуникативности

• Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук

• Развитие наблюдательности

• Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

• Развитие инициативности и самостоятельности

Воспитанник способен проявлять:

• Усидчивость при выполнении работ

• Эмоциональную отзывчивость

• Доброжелательность

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления. Систематическое проведение занятий, Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Сотрудничество педагога с семьей.

Демонстрационный материал:

Наглядные пособия;

Иллюстрации;

Фотографии;

Образцы работ;

Художественная литература

Технические средства:

Ноутбук

Фотоаппарат

Используемый материал для работы с детьми

Принадлежности для занятий: тетради в клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, лабиринты, графические упражнения, палочки, ручки на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Основные методы сбора информации о ребенке

-систематическое наблюдение;

-сохранение продуктов детской деятельности;

-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

Данные обрабатываются и заносятся в сводную таблицу. Эффективность реализации программы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.

Показатели результативности отслеживаются по следующим параметрам:

- овладение техническими навыками и умениями;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- готовая работа,

- журнал посещаемости,

- фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- презентация.

2.3 Методические материалы

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).

1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, поощрение, анализ результатов.

2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок.

3. Практический: самостоятельная работа детей, пальчиковая гимнастика, физминутки.

Форма проведения занятий

Индивидуальная;

Групповая;

Принципы, лежащие в основе программы :

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса 1 год

Продолжительность учебного года, неделя 36

Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 1.09.2022- 26.12.2022

2 полугодие 8.01.2023- 31.05.2023

Возраст детей, лет 6

Продолжительность занятия, мин 30

Режим занятия 1 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час 18

2.5 Календарный план воспитательной работы

месяц Тема Задачи Содержание

Сентябрь

3 неделя Вводное занятие, диагностика Объяснить цель занятий, уточнить систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика 2. Познакомить с тетрадью: обложка, лист, страница, поля. 3. Показать основные приемы штриховки. 4. Графический диктант.

4 неделя Фрукты. Овощи. Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (морковь).

3. Обводка и штриховка трафаретов овощей и фруктов.

Октябрь

1 неделя Грибы

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. Обогащать знания детей о грибах. 1. Пальчиковая гимнастика:

2. Фигурки из палочек (гриб).

3. Рисование грибов по точкам.

2 неделя Золотая осень Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Развивать речь, мышление.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Загадка об осени.

3. Обводка и штриховка силуэтов листьев. 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) листьев.

3 неделя Птицы осенью

Выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки. Обогащать знания детей о птицах. 1. Пальчиковая гимнастика

2.. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией).

4 неделя Деревья и кустарники Развивать зрительно моторную координацию. Развивать пространственное воображение, координацию движений. Обогащать знания детей о деревьях. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) дерева.

Ноябрь

1 неделя Наш край Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (орнамент).

3. Дорисовать вторую половину рисунка «Заяц».

2 неделя Посуда Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формировать общую умелость руки. Воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек: (конфетки, тарелка, ложка)

3. Дорисуй узор на посуде.

3 неделя Моя семья. Профессии. Выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (рожица).

3. Работа в тетради

4 неделя Домашние птицы Выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о птицах. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Загадки о птицах.

3. Обвести утенка по точкам и

заштриховать.

Декабрь

1 неделя Дикие животные.

Красная книга. Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Обогащать представления детей о животных. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (ёжик)

3. Графический диктант.

2 неделя Транспорт.

Дорожная азбука. Выполнять штрихи, двигаясь по кругу, развивать воображение, обогащать представления детей о разных видах транспорта. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (машина).

3. Рисование по клеточкам дорожных знаков.

3,4 неделя Новый год Продолжать учить выполнять штрихи, идущие от центра и по кругу, формировать умение задумывать тему работы и реализовывать ее. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Собери бусы для ёлки.

3. Загадки о ёлочных игрушках.

4. Штриховка (игрушки для ёлочки).

Январь

2 неделя Зима Познакомить с законом «композиции», развивать творческие способности, воображение, воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

3 неделя Зимние забавы Закреплять умение применять закон «композиции», учить использовать в работе разные виды штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Обведи контур коньков и заштрихуй.

4. Графический диктант.

4 неделя Игра. Игрушки. Учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика

2. "Фигурки из палочек" (любимая игрушка).

3. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) игрушки.

Февраль

1 неделя Сказка в гостях у детей Учить детей рисовать и раскрашивать, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о сказках. 1. Пальчиковая гимнастика

2. "Фигурки из палочек" (волшебные предметы из сказок).

3. Рисование героя любимой сказки простым карандашом.

2 неделя Мебель

Учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о мебели. 1. Пальчиковая гимнастика.

2. Фигурки из палочек (стол, стул, шкаф, кровать).

3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3

неделя Рыбы Развивать координацию движений, графические навыки, мелкую моторику рук. 1. Пальчиковая гимнастика.

2. Фигурки из палочек (рыбка, краб).

3. Обведи и заштрихуй силуэты рыб.

4 неделя Защитники отечества

закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей. 1. Пальчиковая гимнастика.

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3.. Графический диктант.

Март

1 неделя Семья. Профессии. Учить задумывать тему работы и реализовывать ее. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (мельница).

3. Собери для мамы бусы.

2

неделя Уголок природы Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (ваза).

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан).

3 неделя Птицы весной Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).

3. Дорисовать вторую половину рисунка птицы (зеркальное отражение)

4 неделя «Нам на улице не страшно» Развивать пространственное воображение, координацию движений, аккуратность, бережное отношение к материалам. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (пешеходный переход).

3. Графический диктант.

Апрель

1 неделя Народные промыслы Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук 1. Пальчиковая гимнастика

2. Обведи и раскрасить лошадку.

2 неделя Космос

Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) ракеты.

3 неделя Дикие животные Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

4 неделя

Одежда Учить составлять композицию, развивать фантазию, формировать общую умелость.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

Май

1,2 неделя

День Победы Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (звезда, флажок).

3. Обвести рисунок по точкам

3 неделя

Цветы, насекомые Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (бабочка)

3. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) бабочки.

4 неделя

Итоговая диагностика Проверить знания детей о разных видах штрихов. Мониторинг. Определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мирошник. М. И. Я пишу. Курс «Подготовка к обучению письму» : пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник. –Ростов н/ Д: Легион, 2015. – 96 с. – (Дошкольное образование).

2. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у детей / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С. 18-22

3. Подрезова. И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет/ И. А. Подрезова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 120 с.

4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

6. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем аверина светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»
Опубликовано: 21 марта 2024 в 13:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД