Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Морская звезда» для детей 4–5 лет

Марина Жукова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Морская звезда» для детей 4–5 лет

Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 243»

(МБ ДОУ «Детский сад № 243»)

РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета на заседании педагогического совета Заведующий

Протокол № ___ Протокол № ___ ___ ФИО

Приказ № ___

от ___ от ___ от ___

Возраст учащихся: 4-5 лет

Срок реализации программы : 1 год

Направленность: физкультурно-спортивная

Разработчик

Жукова Марина Валерьевна,

инструктор по физической культуре (плавание)

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Морская звезда“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

202-2024

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Морская звезда» - (физкультурно-спортивная).

Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы :

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Уровень освоения содержания. Программа имеет стартовый уровень.

Актуальность Программы :

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Оно создает условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствую развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Отличительные особенности программы : является использование современной эффективной технологии – одновременной методики обучения всем облегченным, спортивным способам плавания. При обучении по данной программе используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по разному, индивидуально

Адресат программы : программа разработана для дополнительного образования детей физкультурно-оздоровительной направленности от 4 до 5 лет. Занятия проходят на базе МБ ДОУ №243 «Родничок»

На обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам принимаются дети без отбора, на добровольной основе.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения;

Общий объем часов по программе – 31 час;

Количественный состав группы – 12 - 15 человек

Формы обучения: (очное). Основной формой обучения является занятие.

Режим занятий: 1 раз в неделю – 1 академический час (30 минут).

Цель Программы : создание условий для овладения воспитанниками жизненно необходимыми навыками плавания. Укрепление детского организма.

Задачи программы :

1. Оздоровительные:

- содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;

- укрепление здоровья воспитанников, содействие их гармоничному психофизическому развитию;

- совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

2. Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки.

- формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.

3. Воспитательные:

- воспитывать здоровье о своем здоровье.

- формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию.

Учебно - тематический план

№ Тема Часы

1. Техника безопасности 2

2. Теория 3

3. Практика. 26

4. Итого: 31

Содержание программы

Задачи

- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;

- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др. ;

- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;

- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;

- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

Знания

Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, названия способов плавания и их значении, о свойствах воды.

- Уметь выполнять задания по связи плавания общеобразовательными предметами.

- Правила поведения в бассейне, в т. ч. во время занятия, при пользовании душем и т. д.

- Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.

Умения

Упражнения на суше

- Общеразвивающие упражнения, в т. ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными, облегченными и неспортивными способами.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений

для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой

- Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками.

- Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок»,

«звездочка» со вспомогательными средствами и без них.

- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.

- Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде

- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине.

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.

- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду, произвольным дыханием.

- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.

- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.

- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа

на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.

Требования

- Уметь выполнять требования программы предыдущих возрастных групп.

-Знать названия способов плавания.

Уметь:

- выполнять «звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде» - 5-10 сек. ;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально возможное расстояние;

- выполнять, спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

- доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными средствами различными способами;

- плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарты

- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м. и более.

- Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м без вспомогательных средств.

Техника безопасности

- Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы.

- Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

- Просмотр видеофильма.

Теория

- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

-Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

- Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

- Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

Практика

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением:

(«крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

- Упражнения строевые, упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц).

- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например, руки к плечам) и т. д.

- Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.

- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) ;

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду?», «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая»,

«звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда»,

«Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

- Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Месяц Количество занятий Содержание занятий

сентябрь 2 Тестирование плавательных умений.

октябрь 4 Общеразвивающие и специальные плавательные упражнения, на бортике бассейна для подготовки к упражнениям в воде.

ноябрь – декабрь

8 -одновременное обучение сначала облеченным, неспортивным, а затем спортивным способам плавания по элементам техники и с полным согласованием движений руками, дыханием;

-обучение спадам, прыжкам в воду, поворотам;

-2-3 раза в каждом месяце

- проплывание максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.

январь – февраль

7 В бассейне на средней воде:

- совершенствование плавания

;;;спортивными способами;

- совершенствование соскоков, спадов, прыжков воду, поворотов;

- обучение элементам прикладного плавания

- 2-3 раза в каждом месяце

-проплывание максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов

март – апрель

8 В бассейне на глубокой воде:

-техника и меры безопасности в глубоком бассейне;

-совершенствование плавания облегченными, неспортивными, спортивными способами;

-совершенствование соскоков, спадов, прыжков в воду, поворотов.

Май 2 Тестирование плавательной подготовленности

Планируемые результаты освоения программы :

Дети должны знать:

- основные правила безопасности поведения на воде;

- правила личной гигиены;

- основы здорового образа жизни;

- Дети должны иметь представление:

- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин») ;

- о водных видах спорта.

- Дети должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Объем учебных часов Всего

учебных недель Количество учебных дней Режим работы

31

31

31

1 занятия в неделю по

1 академическому часу

Условия реализации Программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

1. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.

2. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

3. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

4. Картинки с изображением морских животных.

5. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

6. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.

7. Фонотека записей музыкальных произведений.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Надувные круги разных размеров.

5. Нарукавники.

6. Очки для плавания.

7. Поролоновые палки (нудолсы).

8. Мячи разных размеров.

9. Обручи плавающие и с грузом.

10. Шест.

11. Поплавки цветные (флажки).

12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

13. Музыкальная колонка.

Формы аттестации и контроля. Мониторинг, наблюдение.

Навык плавания Контрольное упражнение

Ныряние Пытаться проплыть тоннель.

Подныривание под гимнастическую палку.

Пытаться доставать предметы со дна.

Продвижение в воде Упражнения в паре «на буксире».

Бег парами.

Скольжение на груди.

Выдох в воду Упражнение на дыхание «Ветерок».

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.

Прыжок ногами вперед.

Лежание Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

- Высокий уровен - означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

- Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т. е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

- Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

Методические материалы

Схема построения занятия традиционна. Она состоит из трех частей – вводной, основной и заключительной. Продолжительность занятия 30 минут.

Вводная часть: разминка 5 минут - ОРУ на суше.

Основная часть 20 минут, блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки, дыхательной разминка, подвижные игры.

Заключительная часть: 5 минуты, дыхательные упражнения, релаксация, элементы самомассажа.

Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства, материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.

Принципы реализации программы :

Принцип индивидуальности контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и последовательность их поведения;

Принцип длительности – применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

Принцип умеренности – продолжительность занятий 30 мин. В сочетании дробной физической нагрузкой;

Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булгакова Н. Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н. Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 1984.-160 с.

2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л. Н. Волошина. – М. :АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).

3. Галицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Галицина. - М. :, 2005.-143с.

4. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

5. Козлов А. В. Плавание: Учебная программа/А. В. Козлов. - М. : Просвещение, 1993

6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л. Е. Микулин. – М. : Физкультура и спорт,1974.-95 с. - (Азбука спорта).

7. Макаренко Л. П. Юный пловец. /Л. П. Макаренко. - М. :Физкультура и спорт, 1983.-288с.

8. Осокина Т. И. Как учить детей плавать : Пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 1985.-80 с.

9. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М. : Просвещение, 1991.-158 с.

10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. - 2001.- № 6, 7.

11. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ : Методическое рекомендации / С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 112 с. - (Библиотека руководителя ДОУ).

12. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - М. :ТЦ Сфера, 2005.-176 с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

13. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).

14. Петрова Н. Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. – М. : «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Морская звезда» для детей 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Жукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Морская звезда» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 4 января 2024 в 18:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД