Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»

Москаленко Марина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

Пояснительная записка

Направление программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей» (далее – Программа)программа естественно-научной направленности.

Программа направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности детей.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Инженерная школа для малышей“» размещена в разделах

Программа разработана, утверждена и реализовывается в ДОУ на основе нормативных документов:

-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Устав образовательной организации.

Программа «Инженерная школа для малышей» авторская, разработана на основе идей В. В. Пиджаковой, директора Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании».

Актуальность, педагогическая целесообразность Программы

Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее времянаша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.

Перед системой образования стоит цель отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.

Создание Инженерной школы для малышей должно помочь в качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.

Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

В младшем возрасте (от 3-х лет) у детей высок познавательный интерес, на основе которого формируется желание и способность изучать и экспериментировать. Этот познавательный интерес следует не только сохранять, но и активно стимулировать, предлагая детям разнообразные элементы предметно-развивающей среды и знакомя их с методами наблюдения, исследования, экспериментирования. Из этого следует, что создание Инженерной школы для малышей, начиная с 2-летнего возраста вполне обосновано.

Программа «Инженерная школа для малышей» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, первичных представлений о физических явлениях, расширение сенсорного опыта, стимуляцию познавательной активности.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

В процессе психолого-педагогической деятельности дошкольники осваивают образовательную область «Познавательное развитие», которая направлена на

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Адресат программы

Программа рассчитана для обучающихся 3-4 лет.

График занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

Цель и задачи программы

Цель программы : развитие познавательной деятельности через знакомство со свойствами объектов, физическими явлениями, расширение познавательного и сенсорного опыта.

Задачи программы :

- способствовать развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения детей;

- формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- знакомить детей с приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования;

- способствовать развитию интереса, любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.

Содержание программы

Название занятия Задачи

1. Сыпем, льём

1. Пересыпание крупы -Познакомить детей с правилами занятий;

-Дать представления о свойствах крупы (размер крупинок, форма, цвет, количество: мало/много);

-Дать представление о свойствах бутылки (прозрачная, высокая, пустая, узкое горлышко);

- Научить пересыпать крупу из контейнера в бутылку

2. Изобретение №1 - Воронка - Закрепить навыки пересыпания, знания о свойствах крупы и бутылочки;

- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку больше и не просыпать мимо?»;

- Показать детям, как делать воронку из листа бумаги, познакомить со свойствами воронки, научить ей пользоваться

3. Разные крупы - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- На практике изучить свойства различных круп (рис, речка, пшено) в сравнительном аспекте;

4. Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено);

- Поставить проблемную задачу: «Как насыпать в бутылочку фасоль, если она не проходит в отверстие воронки?»;

- Показать детям, как улучшить изобретение – увеличить отверстие воронки

5. Инструменты: ложка, щипцы, воронка - Закрепить навыки пересыпания крупы с помощью воронки и без неё;

- Закрепить знания о свойствах различных круп (рис, речка, пшено, фасоль);

- Познакомить детей с инструментами, которые можно использовать для пересыпания и перекладывания (ложка, щипцы, воронка);

- Научить пользоваться инструментами

6. Не сыпем, а льём -Дать представления о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, мокрая, льётся);

-Научить переливать воду из широкой ёмкости в бутылку с помощью инструментов (воронка, ложка) и без них

Название занятия Задачи

7. Игры в манке - Познакомить детей с манной крупой и её свойствами (белая, мелкая, сыпется);

- Расширить навык пересыпания;

- Познакомить с инструментом «сито» и научить просеивать манку;

- Предложить каждому ребёнку найти сокровище (цветной камешек) + познакомить с понятием «один»;

- Создать коллективную композицию из цветных камешков на подносе с манкой

8. Сыпем и льём - Познакомить с понятиями «плавает», «тонет»;

- Расширить представления о свойствах предметов;

- Расширить сферу применения инструментов (ложки, воронки, сита, щипцов) в действиях с водой;

2. Волшебные бутылочки

9. Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче - Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше», «тяжелое», «лёгкое», «тяжелее». «легче»;

- Сформировать первичные навыки сравнения по количеству, весу;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

10. Быстрее, медленнее, дальше, ближе - Познакомить детей с понятиями «быстрее», «медленнее», «дальше», «ближе»;

- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Научить катить бутылочки по ровной и наклонной поверхности

11. Дольше - Познакомить детей с понятиями «дольше», «не так долго»;

- Дать детям первичные представления о центробежной силе;

- Расширить диапазон навыков сравнения (по скорости, времени движения);

- Научить крутить бутылочки

12. Есть или нет? - Познакомить детей с прозрачными предметами;

- Научить рассматривать предметы под разным углом и при разной освещённости;

- Закрепить навыки сравнения.

13. Хаос и порядок - Познакомить детей с понятиями «хаос» и «порядок»;

- Учить наблюдать и дожидаться результата;

- Закреплять навыки сравнения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

14. Инерция - Познакомить детей с явлением «инерция»;

- Закреплять навыки наблюдения, сравнения, действий с предметами;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

15. Одинаковый, но разный - Познакомить детей с понятиями «одинаковые», «разные»;

- научить находить сходства и отличия;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить умение наблюдать, сравнивать;

Название занятия Задачи

16. Погремушки из бутылок - Закрепить усвоенные навыки;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Развивать слуховое внимание

3. Путепроводы

17. Простой путепровод - Дать детям первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

18. Гибкий путепровод - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

19. Циркуляционные круги - Расширить первичные представления о сообщающихся сосудах и траектории падения;

- Дать представление об изменении свойств предмета в зависимости от среды (цвет наполнителя меняется в зависимости от цвета бутылки или шланга)

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

20. Сложный путепровод - I - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 1 линию сложного путепровода;

21. Сложный путепровод - II - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 2 линию сложного путепровода;

22. Сложный путепровод - III - Закрепить изученные ранее понятия и освоенные навыки;

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Стимулировать детскую инициативу и творческую активность;

- Соорудить 3 линию сложного путепровода;

Планируемые результаты

Предметные: знание названий и основного назначения объектов (инструментов, оборудования, материалов, используемых на занятиях;

Метапредметные: владение отдельными приёмами наблюдения, исследования, экспериментирования; расширенный кругозор и представления об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Личностные: высокий уровень развития познавательных процессов; высокий уровень любознательности, познавательной мотивации, творческой активности.

Формы контроля и оценочные материалы

Формы аттестации: наблюдение и заполнениеПротокола мониторинга достижений детьми результатов освоения программы в начале и конце учебного года.

Формы представления результатов: открытые занятия, продукты, изготавливаемые на занятиях (системы, путепроводы).

Оценочный материал: фото-, видео-отчёт и др.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-технические условия реализации программы

Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья, для активной деятельности (ковёр, свободная поверхность пола).

Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования к себе, как к педагогу, выполнению поставленной цели.

Умение использовать свой психолого-педагогический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.

Оборудование:чудесный мешок (ящик); контейнеры с крупой (рис, гречка, пшено, манка, фасоль, с водой; подносы; бутылочки; шланги и трубки (гибкие и жёсткие); крепёжный материал (скотч, суперклей, хомуты и т. п.); бутылочки пластмассовые; инструменты: ложка, щипцы, воронка, ножницы; бумага формата А4; инвентарь для уборки: щётка, совок, пылесос, тряпки; краска; детское масло; блёстки, бусины; мягкие шарики; фотоаппарат.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы

Календарный учебный график

Месяц Дата Тема занятия Количество часов Форма контроля

сентябрь Пересыпание крупы 1 Наблюдение

Изобретение №1 - Воронка 1 Наблюдение

октябрь Разныекрупы 1 Наблюдение

Улучшение изобретения – увеличение отверстия воронки 1 Наблюдение

Инструменты: ложка, щипцы, воронка 1 Наблюдение

ноябрь Несыпем, а льём 1 Наблюдение

Игры в манке 1 Наблюдение

Сыпем и льём 1 Наблюдение

декабрь Много-мало, больше-меньше, тяжелее-легче 1 Наблюдение

январь Быстрее,медленнее, дальше, ближе 1 Наблюдение

февраль Дольше 1 Наблюдение

Естьилинет? 1 Наблюдение

Хаос и порядок 1 Наблюдение

март Инерция 1 Наблюдение

Одинаковый, норазный 1 Наблюдение

Погремушкиизбутылок 1 Наблюдение

апрель Простойпутепровод 1 Наблюдение

Гибкийпутепровод 1 Наблюдение

Циркуляционныекруги 1 Наблюдение

май Сложныйпутепровод - I 1 Наблюдение

Сложныйпутепровод - II 1 Наблюдение

Сложныйпутепровод - III 1 Наблюдение

Список источников

1. Бостельман А. ,Финк М. 33 блестящие идеи для детского сада. Делаем игрушки своими руками. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 84 с.

2. Бостельман А. ,Финк М. Экспериментируем и играем на подносе. 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду. – Издательство: Национальное образование, 2015. – 72 с.

Электронные образовательные ресурсы

№ Наименование Адрес сайта

1. КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)»

2. Форум «Педагоги России: инновации в образовании»

Протокол

мониторинга достижений детьми результатов освоения программы

Уровни развития на начало года (сентябрь, конец года (май)

Выше среднего - В Низкий - СР Средний - Н

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Москаленко Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерная школа для малышей»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 10:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД