Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Говорящие пальчики»

Ольга Николаевна Тамахина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Говорящие пальчики»

Раздел 1

Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

- соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам

(Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Говорящие пальчики“» размещена в разделах

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26

• Устав МДОУ

Программа развития ДОУ)

Основные идеи, на которых базируется программа

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Я считаю, что развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики.

Учитывая важность развития ручных умений, мною были проанализированы авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, и организован кружок художественной направленности «Говорящие пальчики».

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в нашей группе имеется большая часть детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики.

Программа «Говорящие пальчики» построена “от простого к сложному”.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей младших дошкольников, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Новизной и отличительной особенностью программы “ Говорящие пальчики” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Программа «Говорящие пальчики» имеет художественно-эстетическую направленность.

Тип программы – одноуровневая («Базовый уровень»).

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности - комплексная.

Организация кружка:

Кружок организуется с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Категории обучающихся - без особенностей. Форма организации образовательного процесса: групповая. Состав группы постоянный. Проводится кружок один раз в неделю продолжительностью 8-10 минут. Курс рассчитан на 8 месяцев по 1 НОД в неделю (вторник). Количество НОД – 32. Количество детей в группе 7 человек.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

- Знакомить детей с названием пальчиков

- Формировать навыки исполнительского мастерства

- Формировать умения следовать устным инструкциям

- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук

- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, и другим материалом

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие навыков ребенка

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели

1.3 Учебный план

п/п Название модуля Количество часов Формы промежуточного контроля

всего теория практика

«Сказочная страна» 22 1 21 - журналом посещаемости

- материалами диагностики

- фотоматериалами

- отзывами родителей

1.4 Календарный учебный график

Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля

февраль 01.02.23 Вводное занятие

теория 1 беседа

08.02.23 Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки»

Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) практика 1 Текущий контроль

15.02.23 Пальчиковая игра "Жили-были зайчики"

Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. практика 1 Текущий контроль

22.02.23 Пальчиковая гимнастика «Пирожки"

Игра "Встреча с колобком" практика 1 Текущий контроль

март 01.03.23 Пальчиковая гимнастика "Ёжик и ежата"

Игры со счётными палочками "Ёжик" практика 1 Текущий контроль

07.03.23 Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Игра «Собери орешки для белочки»

Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

Пальчиковая игра «Белочка» практика 1 Текущий контроль

15.03.23 Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"

«Прогулка»- рисуем следы пальчиками практика 1 Текущий контроль

22.03.23 Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Пальчиковая игра : «Моя семья» практика 1 Текущий контроль

29.03.23 Пальчиковая гимнастика "Кораблик".

Массаж пальцев рук грецкими орехами.

"Плывёт, плывёт кораблик" (используется скорлупа грецких орехов). практика 1 Текущий контроль

05.04. 23 Игра: «Найди клад» (используется сухой бассейн из фасоли)

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» практика 1 Текущий контроль

12.04.23 Пальчиковая игра «Пальчики играют»

«Забавный барашек» выложить из веревочки барашка по контуру практика 1 Текущий контроль

19.04.23 Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Игра «Чудесный мешочек» практика 1 Текущий контроль

26.04.23 Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Пальчиковая игра : «Моя семья» практика 1 Текущий контроль

Май 03.05.23 Пальчиковая игра «Кто больше соберет шишек»

«Забавная гусеница». практика 1 Текущий контроль

10.05.23 Пальчиковая гимнастика "Скворцы"

Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка). практика 1 Текущий контроль

17.04.23 Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветки "

«На окне расцвёл цветок». практика 1 Текущий контроль

24.05.23 «Подарок жеребёнку».

Пальчиковая гимнастика "Домашние животные". практика 1 Текущий контроль

31.05.23 Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» практика 1 Текущий контроль

07.06.23 Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) практика 1 Текущий контроль

июнь 14.06.23 Пальчиковая гимнастика "Скворцы"

Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка). практика 1 Текущий контроль

21.06.23 Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

«Ветка сирени" рисование пальчиками практика 1 Текущий контроль

28.06.23 Пальчиковая игра «Помощники»

Рисование «верёвочкой» вокруг трафаретов практика 1 Текущий контроль

1.5 Содержание программы

Программа «Говорящие пальчики» построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из различного материала: природного, подручного материала, бумаги.

Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

1.6 Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся :

- научатся произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

- познакомятся с названием пальчиков

- приобретут навыки исполнительского мастерства

- научатся следовать устным инструкциям.

- научатся производить точные движения кистью и пальцами рук.

- обучатся различным навыкам работы с бумагой, пластилином, и другим материалом.

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Раздел 2

Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 «Данная программа реализуется в формате кружковой деятельности»

2.2 материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы «Говорящие пальчики» созданы следующие условия:

Материально-техническое обеспечение:

- групповое помещение

- столы

- стулья

- доска

- плакаты

- инструкционные карточки

- оборудование и инструменты (по количеству детей) :

Бумага

Пластилин

Бросовый материал

Природный материал: ветки, шишки, листья, кора деревьев, хвоя, орехи, скорлупа ореха, семена, солома, ракушки, и т. д.

Информационное обеспечение:

- фото источники

- видео источники

- интернет источники

• Кадровое обеспечение

- Программу реализует воспитатель первой младшей группы Тамахина Ольга Николаевна. Образование высшее педагогическое (дошкольное, 1-ая квалификационная категория.

2.3 Методическое обеспечение

Основные принципы:

- доступности

- наглядности

- «от простого к сложному»

Методы:

- словесный

- наглядный

- игровой

- практический

В своей работе особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.

2.4 Формы промежуточного контроля

- журналом посещаемости

- материалами диагностики

- фотоматериалами

- отзывами родителей

2.5 Формы представления результатов

- презентации детских работ на родительском собрании

- участие в международных, всероссийских и городских творческих конкурсах

- творческий отчёт воспитателя – руководителя кружка на педагогическом совете

2.6 Оценочные / контрольно – измерительные материалы

Для планирования организации деятельности по обучению детей старшей группы ручному труду из различных материалов, а также для выявления эффективности работы, проводится диагностика в начале и конце учебного года. Критерии диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ Фамилия

Имя ребёнка Умение выделять хар-ные особенности (цвет, форма, величина) Умение правильно пользо-ваться необходи-

мыми инструментами Уме-ние производить точные движения кистью и пальцами рук. Умение следовать устным инструкциям. Умение произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

Умение составлять

композиции из форм Общий уровень

1

2

3

4

5

6

7

Низкий уровень. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний уровень. Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

Высокий уровень. Ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

3. Библиография

1. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т. Ю. Бардышева, Т. Н. Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006

2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. !Младшая группа детского сада. - СПб. : Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012

4. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М. : ООО "Издательство Астрель", 2003

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В. Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М. : ТЦ Сфера, 2005.

7.. Узорова О. В. Пальчикововая гимнастика. - М. : АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010

8. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В. Г. Дмитриева. - М. :АСТ; СПб. : Сова, 2008

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Говорящие пальчики»
Опубликовано: 10 октября 2023 в 15:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД