МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная карусель»

Соломина Юлия Николаевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная карусель»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Цветная карусель»

(программа творческого объединения «Цветная карусель»)

Возраст детей 6-10 лет

Срок реализации 3 года

Автор - составить:

Соломина Юлия Николаевна

педагог дополнительного образования

г. Оренбург, 2011

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Цветная карусель“» размещена в разделах

1.1. Пояснительная записка 3

1.1.1. Направленность дополнительной программы «Цветная карусель» 3

1.1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы «Цветная карусель» 3

1.1.3. Отличительные особенности программы 3

1.1.4. Адресат программы 4

1.1.5. Объем и сроки реализации программы 5

1.1.6. Формы обучения 5

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса 5

1.1.8. Режим занятий 5

1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Цветная карусель» 5

1.3. Содержание программы 6

1.3.1. Учебный план 1 год обучения 6

1.3.2. Учебный план 2 год обучения 7

1.3.3. Учебный план 3 год обучения 8

1.3.4. Учебный план индивидуальное обучение 8

1.3.5. Содержание учебного плана 1 год обучения 9

1.3.6. Содержание учебного плана 2 год обучения 16

1.3.7. Содержание учебного плана 3 год обучения 23

1.3.8. Содержание учебного плана индивидуальное обучение 29

1.4. Планируемые результаты 32

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 34

2.1. Календарный учебный график 34

2.2. Условия реализации программы 51

2.2.1. Материально-техническое обеспечение 51

2.2.2. Информационное обеспечение 52

2.2.3. Кадровое обеспечение 52

2.3. Формы аттестации 52

2.3.1. Формы отслеживания образовательных результатов 52

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 52

2.4. Оценочные материалы 53

2.5. Методические материалы 54

2.5.1. Особенности организации образовательного процесса 54

2.5.2. Методы обучения 55

2.5.3. Формы организации образовательного процесса 55

2.5.4. Формы организации учебного занятия 56

2.5.5. Педагогические технологии 56

2.5.6. Алгоритм подготовки к учебному занятию 56

2.5.7. Дидактические материалы 57

2.5.8. Наглядный материал 57

3. Список литературы 57

3.1. Основная и дополнительная учебная литература 57

3.2. Литература для детей и родителей 58

Приложение 59

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность программы

Программа по аппликации «Цветная карусель» имеет художественную направленность и предназначена для детей младшего школьного возраста. Программа по аппликации "Цветная карусель" способствует раскрытию творческих способностей ребёнка. Программа «Цветная карусель» имеет базовый уровень сложности в соответствии с положениями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации 4 сентября 2014г. №1726-р.

1.1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы «Цветная карусель»

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, изменение технической и материальной базы ставят перед системой дополнительного образования задачу формирования творческой личности. Способность принимать самостоятельно решения, определять направление своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного самообразования – эти навыки и умения помогут адаптироваться в быстроменяющихся условиях современности.

Все достижения человечества в сфере науки, техники, просвещения, искусства и других областей духовной жизни в совокупности составляют культуру общества. Сама культура тесно связана с творческой деятельностью людей. Именно творчество обеспечивает прогресс культуры, проявление новых материальных и духовных ценностей в обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке и практике накоплен значительный опыт о проблеме развития творческих способностей воспитанников. Вместе с тем обозначенная проблема не нашла должного освещения в контексте развития творческих способностей младших школьников средствами аппликации, о чём свидетельствует недостаточное количество исследований по данной проблеме. Данное несоответствие обозначает актуальность программы «Цветная карусель».

Актуальность программы «Цветная карусель» обусловлена социальным заказом: родители воспитанников выразили заинтересованность в развитии мелкой моторики детей и активизации их творческого потенциала. (Приложение №2).

Нормативно-правовой базой для разработки программы послужили следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 года № 1008); программа «Цветная карусель» учитывает требования ФГОС, образуя единое понятийное поле художественно - эстетической деятельности (по программе) и основным (школьным) образованием, что нашло отражение в расширении межпредметных связей со школьными дисциплинами: историей, математикой, литературой, технологией; СанПин 2.3.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (2015 г.); Программа спроектирована с учетом методических рекомендаций, указанных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2015 г. (№ 09-3242, структура программы соответствует требованиям этого документа.

1.1.3. Отличительные особенности программы

Аппликация (лат. application – прикладывание) считается одним из древнейших видов декоративно-прикладного творчества, основанного на вырезании различных форм из определённого вида материала и их наклеивания или пришивания на другой материал, являющийся основой изделия.

В настоящее время в общеобразовательных школах на уроках технологии и изобразительного искусства аппликация изучается фрагментарно. Программа Геронимус Т. М. «Уроки труда в 1-4 классах» (г. Москва) представляет собой комплекс занятий, на которых учащиеся изготавливают изделия из бумаги, картона, текстильных материалов, древесины и фанеры, природных материалов, проволоки. Программа Просняковой Т. Н., Мухиной Е. А. «Творческая мастерская» (г. Волгоград) носит характер развивающего обучения и направлена на развитие конструктивного и образного мышления; программа Рагозиной Т. М., Гринёвой А. А. «Технология», программа Конышева Н. М. «Технология» предназначена для учащихся 1-4классов, направлена на обработку природного, искусственного и синтетических материалов. Но ограничение во временных рамках (один раз в неделю по 45 минут, не дают той широты возможностей, которыми владеет дополнительное образование.

В «Концепции модернизации российского образования» сказано: «. важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования с системой дополнительного образования существенно увеличивает творческое развитие детей.

В сфере дополнительного образования существует ряд программ по декоративно-прикладному творчеству, направленных на развитие творческих способностей детей, которые включают разделы по аппликации, оригами, бисеронизанию, рисованию, бумагопластике. Среди них программа Доний Е. В. «Волшебство бумаги» (ЦЭВД г. Оренбург, программа Жмуриной А. А. «Сделай мир цветным», программа Смаковой А. Г. «Радуга» (ДТДиМ г. Оренбург, программа Ивановой Н. В. «Сувенир» (ДТДиМ г. Оренбург).

В отличие от вышеперечисленных программ, программа «Цветная карусель» направлена на развитие творческих способностей средствами аппликационной деятельности. Использование широкого спектра видов материалов (бумага, природный и бросовый материалы) позволяет осуществить перенос универсальных учебных действий в новые условия, что обеспечивает их более полное усвоение и возможность реализации на творческом уровне и вызовет интерес к данному виду деятельности у воспитанников.

Программа «Цветная карусель» выделяет классификацию аппликационных работ:

- по виду материалов (природные – листья, цветы, семена; бросовые, бумажные, текстильные);

- по цвету (монохроматические (силуэтные) и полихроматические);

- по содержанию изображения (предметные, сюжетные (тематические, орнаментальные (геометрические, растительные, зооморфные);

- по характеру изображения (натуралистические, декоративно-прикладные, символические);

- по степени прилегания деталей к основе (плоская, объёмная (выпуклая, торцевая, ребристая);

- по способу разметки деталей (воображаемые действия «на глаз», сгибанием и складыванием);

- по способу изготовления деталей (по готовым формам (природные, оторванные, вырезанные);

- по способу модификации деталей (немодифицированные (плоские готовые формы и детали, модифицированные (вырезанные, выгнутые, согнутые, скрученные, комбинированные;

- по способам придания готовой формы (сушки) (под прессом, врастяжку).

1.1.4. Адресат программы

К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются все дети без исключения, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.

Рекомендуемый возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 6 до 10 лет.

В программе учитываются основные психофизические новообразования этого возраста: интенсивное развитие и формирование всех познавательных процессов, как произвольных и осознанных, их интеллектуализация и внутреннее понимание, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; готовность к осознанию своих собственных изменений в процессе учебной деятельности; развитие системы собственных отношений.

Для младшего школьного возраста характерно:

-обязательное развитие мелкой моторики рук: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (К. Д. Ушинский);

-частая смена деятельности;

-обязателен конечный результат (изделие, поделка, продукт).

1.1.5. Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана 432 часа на 3 года обучения.

1год – 144 часа

2год – 144 часа

3год – 144 часа

Объем учебной нагрузки разработан в соответствии с Уставом учреждения и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.1.6. Формы обучения

Занятия проводятся в форме очного обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2 ст. 17, п. 2). Очная форма, т. к. обучение аппликации имеет специфику непосредственного общения педагога и обучающегося.

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса

В работе творческого объединения используются разные формы учебных занятий. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а воспитанникам создаёт условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

1.1.8. Режим занятий

Объем учебной нагрузки разработан в соответствии с Уставом учреждения и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими правилами 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014.

Занятия проводятся:

1год – 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут);

2год – 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут);

3год – 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность учебного часа равна 45 минут).

1.2. Цель и задачи

Цель: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами аппликации.

Задачи:

предметные:

- формировать представление об основах цветоведения и композиции;

- сформировать знания, умения и навыки в области технологии выполнения работ средствами аппликации.

метапредметные:

- формировать универсальные учебные действия;

-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);

-поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, справочники, интернет) в разных формах (иллюстрации, тексты о животных, птицах, насекомых, растениях);

-использовать общие приёмы и эффективные способы (анализ, сравнение, сопоставление) для решения задач.

личностные:

-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;

-способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность;

-формировать необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни;

-владение эффективными способами организации свободного времени (посещение выставок, театра);

-умение ориентироваться в современном мире и осознавать в нём свою роль и предназначение.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ Темы разделов Кол-во часов

1 год Кол-во часов

2 год Кол-во часов

3 год

Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего

1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 1 1 2 1 1 2 1 1 2

2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 4 26 30 4 26 30 4 26 30

3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 2 16 18 2 12 14 2 16 18

4 «Новогодний калейдоскоп». 2 16 18 2 14 16 2 14 16

5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 6 38 44 8 42 50 6 38 44

6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 4 20 24 4 20 24 4 20 24

7 Экскурсии, выставки, праздники. - 6 6 - 6 6 - 6 6

8 Итоговое занятие. 1 1 2 1 1 2 1 1 2

9 Итого: 20 124 144 22 122 144 18 122 144

1.3.1. Учебный план 1 год обучения

п / п Название раздела,

темы Количество часов Формы аттестации /

контроля

В Т П

1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 30 4 26 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 18 2 16 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

4 «Новогодний калейдоскоп». 18 2 16 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 44 6 38 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 24 4 20 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

7 Экскурсии, выставки, праздники. 6 - 6 Наблюдение.

8 Итоговое занятие. 2 1 1

Выставка работ.

9 Итого: 144 20 124

Учебный план 2 год обучения

п / п Название раздела,

темы Количество часов Формы аттестации /

контроля

В Т П

1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 30 4 26 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 14 2 12 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

4 «Новогодний калейдоскоп». 16 2 14 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 50 8 42 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 24 4 20 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

7 Экскурсии, выставки, праздники. 6 - 6 Наблюдение.

8 Итоговое занятие. 2 1 1

Выставка работ.

9 Итого: 144 22 122

Учебный план 3 год обучения

п / п Название раздела,

темы Количество часов Формы аттестации /

контроля

В Т П

1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 30 4 26 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 18 2 16 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

4 «Новогодний калейдоскоп». 16 2 14 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 44 6 38 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 24 4 20 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

7 Экскурсии, выставки, праздники. 8 - 8 Наблюдение.

8 Итоговое занятие. 2 1 1

Выставка работ.

9 Итого: 144 18 126

1.3.4. Учебный план индивидуальное обучение

п / п Название раздела,

темы Количество часов Количество часов

В

Т

П

1 Вводное занятие «Открывая мир чудес». 2 1 1 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

2 «Фантазии из листьев и не только…» (аппликация из природного и бросового материалов). 8 2 6 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

3 «Мир чудес» (многообразие видов аппликации). 8 2 6 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

4 «Новогодний калейдоскоп». 8 2 6 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

5 «Школа волшебников» (сюжетные работы). 30 4 26 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

6 «Примите поздравления» (открытки к любому празднику). 8 2 6 Тест, кроссворд,

устный опрос,

практическая работа,

наблюдение,

выставка работ.

7 Экскурсии, выставки, праздники. 6 2 4 Наблюдение.

8 Итоговое занятие. 2 - 2

Выставка работ.

9 Итого: 72 16 56

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная карусель»
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 11:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная карусель»» (включая файлы) размещена пользователем Соломина Юлия Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД