Получи документы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Акварелька»

Евгения Киреева
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Акварелька»

Пояснительная записка

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э. Успенский

Актуальность программы

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности „Акварелька“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования социально активной, творческой, личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребёнка в творческом процессе, что связанно с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребёнку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, развития многих психических процессов, и что особенно ценно, воображения.

Воображение - это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств. Воображение наиболее интенсивно культивируется и развивается в недрах игровой и художественно-изобразительной деятельности, которые в основном идентичны по структуре и задействованности психических процессов личности.

В изобразительной деятельности воображение связанно с придумыванием и реализации замыслов где ребёнок идёт от мысли к воплощению. здесь ребёнок выступает как субъект, которому нравится и приятно действовать, это обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие его творческих возможностей.

Направленность программы : художественная.

Отличительные особенности

Программа построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, форму, композицию) и различные материалы.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

Новизна программы заключается :

- в использовании нетрадиционных техник рисования, включая разнообразие их сочетаний;

- в подходе к отбору содержательной составляющей программы;

- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей придавать изображаемому предмету или явлению эмоциональную окраску.

В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся со следующими техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой, рисование по мокрой бумаге, рисование путем разбрызгивания краски (набрызг, оттиски штампов различных видов, «точечный рисунок», пластилинография, кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна, рисование с элементами аппликации, рисование жесткой кистью (тычок).

Адресат: Программа «Акварелька» рассчитана для обучающихся старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Объем программы : дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» рассчитана на 72 часа.

Формы обучения и виды занятий:

Форма обучения – очная.

Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость группы – 5- 9 человек.

Срок освоения программы : 01.09.2021г. – 31.05.2022г.

Режим занятий:Периодичность занятий – 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий – 30 мин.

3. Цель и задачи программы

Цель: Формирование изобразительных умений и навыков, художественно - творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

] Задачи:

Образовательные:

- дать теоретические знания по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству;

- познакомить с основными правилами и приемами-работы (заливка, граттаж, метод тычка, штампование, отпечаток, кляксография, монотипия и т. д.)

- научить работать с разными материалами (акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, солёное тесто и т. д.) и инструментами (ножницы, кисти, трафареты, шаблоны, стеки, печати и т. д.).

- научить выполнять работы по заданному образцу, по представлению, с натуры.

- закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;

Развивающие:

-развивать творческую фантазию на основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства;

-развивать образное восприятие и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;

-формировать устойчивый интерес к традиционным и современным видам декоративно-прикладного творчества.

-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

-совершенствовать психомоторные способности детей, мелкую моторику, памяти, внимания, умения согласовывать анализировать и планировать свою работу.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других;

-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

-прививать навыки культурного поведения не только в помещении изостудии, но и в обществе;

-сплотить детский коллектив путем совместного творчества;

-укреплять взаимосвязь между обучающимися, родителями, путем привлечения их к совместным внестудийным мероприятиям.

4. Содержание программы

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план разработан в соответствии с Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2018г. №196, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.1.3638-20, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.

Содержание учебно-тематического плана.

Тема: «Дары осени»

Теория: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт; учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания предметного рисунка.

Практика Учить рисовать плоской кистью, методом «тычок»; наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, рисовать букет из осенних листочков и ягод на веточке; комбинировать разные техники рисования (рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками).

Тема: «Осенние истории»

Теория: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж.

Практика: Учить рисовать в техниках: пластилинография, «печать листьями»; рисовать с элементами аппликации.

Тема: «Животные»

Теория:Знакомить с новым приемом рисования – «расчесывание» краски.

Практика: учить детей рисовать домашних животных разными материалами; закрепить навыки рисования при помощи трафарета; освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

Тема: «Зимушка-Зима»

Теория: Продолжать знакомить детей со способом рисования по восковому подмалёвку, нетрадиционной техникой аппликации.

Практика: Учить приё му оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения; рисовании снежинок в технике «Фроттаж».

Тема: «Волшебный мир сказок»

Теория: Расширять знания детей о зимующих птицах. Знакомить с разнообразными способами комбинирования разнообразных техник рисования.

Практика: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техни

Тема: «Едем, летим, катимся»

Практика: Учить рисовать транспорт, используя различные техники рисования ;учить пользоваться оттисками. Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации;

Тема: «Красота спасет мир!»

Практика: Продолжать учить выполнять рисунок в технике «граттаж», пластилинография; совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка; вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации, лепке из соленого теста.

Тема: «Весенний переполох»

Теория: Знакомить детей с первоцветами. Учить рисовать новым нетрадиционным способом рисования - набрызг.

Практика: Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками; вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации, лепке из соленого теста.

Тема: «Скоро лето!»

Практика: Продолжать учить рисовать - по мокрому, оттиском, пальчиками. Закреплять технические навыки работы с кистью и краской, восковыми мелками;

Определение уровня развития изобразительных навыков воспитанников.

Планируемый результат. Дети должны знать:

- о изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети должны уметь:

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- аккуратно и экономно использовать материалы;

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты;

- владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их, экспериментировать;

- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

5. Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график:

Содержание

Возрастная группа

Условия для реализации программы.

Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально отведенном месте. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной программы и обеспечивает.

Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.

Оценка развития художественных способностей детей

Разделы Уровни развития:Средний Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деяте

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

В диагностической таблице используется следующее обозначение:

В - высокий уровень;С - средний; Н - низкий.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

6. Комплексно-тематическое планирование

Месяц № Тема Программное содержание

Сентябрь "Дары осени"

№ 1-2 «Белый гриб

(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с природой родного края. Развивать интерес к рисованию гуашевыми красками.

№3 «Яблоко»

(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Учить рисовать плоской кистью яблоко.

№4 "Груша"[

(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Учить детей рисовать плоской кистью грушу.

№5 «Ананас»

(рисование тычком) Продолжать учить рисовать тычком. Закрепить умение комбинировать разные техники рисования (рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками).

№6 "Кукуруза"

(рисование тычком) Продолжать учить комбинировать разные техники рисования.

№7 "Арбуз"

(рисование тычком) Продолжать учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания предметного рисунка.

№8 «Вишневое варенье»

(рисование тычком) Продолжать учить узнавать ягоды вишни по внешнему виду. Развивать интерес к рисованию тычком.

№9 "Осенний букет"

(рисование тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.

Октябрь "Осенние истории"

№1-2 "Осенний пейзаж"

(выдувание, рисование ватными палочками) Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.

№3 "Осенний ковер" (печатание листьями)

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

№4 "Березы под дождем"(рисование полусухой кистью)

Продолжать учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень) используя жесткую полусухую кисть.

№5-6 "Птицы улетают"

(рисование с элементами аппликации) Продолжать учить рисовать с элементами аппликации. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

№7 "Брусника"

(рисование тычком) Продолжать учить детей рисовать тычком. Закреплять знания о ягодах. Развивать любовь детей к природе родного края.

№8 «Сапожки» (пластилинография)

Учить рисовать в технике -пластилинография. Развивать моторику пальцев рук.

Ноябрь " Животные"

№1-2 «Сова»

(рисование тычоком полусухой жесткой кистью) Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

№3 «Овечка»

(пластилинография) Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки,

катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

№4 «Обезьяна»(рисование ладошками)

Продолжать знакомство с нетрадиционными видами рисования; Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно; Развивать фантазию, воображение, творческие способности;Развивать мелкую моторику рук;

№5-6 «Верблюд в пустыне»

(расчесывание краски) Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

№7-8 «Животные севера»

(рисование по трафарету) Познакомить с техникой «печать по трафарету». Учить украшать полоску простым узором. Развивать чувство ритма и композиции

Декабрь "Зимушка-Зима!"

№1 «Зима»

(рисование снежинок в технике «Фроттаж») Расширять представления детей о нетрадиционных техниках рисования; развивать умения детей в рисовании снежинок в технике «Фроттаж»;развивать мелкую моторику, глазомер, фантазию, творчество; вызвать положительные эмоции от проделанной работы; воспитывать любознательность, интерес детей к рисованию.

№2-3 «Зимний город»

(рисование солью) Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).

№4-5 «Весёлый снеговик» (рисование способом оттиск) Продолжать вырабатывать у детей силу нажима. Развивать интерес к рисованию тычком из поролона. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

№6 "Елочные украшения"

(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать знакомить детей со способом рисования по восковому подмалёвку. Развивать умение правильно держать в руках восковой мелок, кисть.

№7 «Дед Мороз»

(рисование солью) Познакомить знакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).

№8-9 «Новогодний салют»

(Набрызг) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.

Январь "Волшебный мир сказок"

№1 «Снегирь»

(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить о зимующих птицах. Учить рисовать гуашевыми красками.

№2-3 «Сказочное дерево» (рисование с элементами обрывной аппликации)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

№4 «Сказочная птица»

(рисование ладонью) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Продолжать знакомить рисовать ладонью.

№5-6 «Сказочный дом – гриб» (рисование различными техниками) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования.

Февраль Едем, летим, катимся"

№1 "Воздушный змей"

(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.

№2 [«Самолет»(рисование различными техниками) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Учить рисовать самолет различными техниками рисования.

№3 «Вертолет»(пластилинография)Развивать мелкую моторику рук. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.

№4 «Паровозик»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.

№5 «Теплоход»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию водного транспорта.

№6 «Автобус»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес к рисованию с элементами аппликации.

№7 «Машина»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию наземного транспорта.

№8 «Грузовик»(рисование способом оттиск) Продолжать учить пользоваться оттисками. Вызывать интерес к рисованию наземного транспорта.

Март "Красота спасет мир!"

№1 «Мимоза»(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.

№2 «Торт»([рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.

№3 «Пирожное»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.

№4-5 «Расписная тарелка»(лепка из слоеного теста)

(роспись гуашевыми красками) Вызывать интерес детей к лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику. Учить расписывать тарелку гуашевыми красками; выполнять элементарные чередующиеся узоры.

№6-7 «Цветущий кактус»(рисование вилкой) Познакомить с нетрадиционной техникой рисования вилкой. Закрепить навыки работы с

акварельными красками. Закрепить умение зрительно делить лист на несколько частей и располагать рисунок симметрично.

№8 «Цветы в вазе»(граттаж) Учить выполнять рисунок в технике «граттаж».

№9 «Конфетки бараночки»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.

Апрель[ "Весенний переполох

№1 «Первоцветы»(рисование гуашевыми красками) Продолжать знакомить детей с первоцветами. Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

№2-3 «Путешествие в космос»(набрызг) Продолжать учить рисовать новым нетрадиционным способом рисования - набрызг.

№4 «Верба»(рисование с элементами аппликации) Продолжать вызывать интерес детей к рисованию с элементами аппликации.

№5-6 «Куличик»(лепка из слоеного теста)

(раскрашивание) Продолжать вызывать интерес детей к лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить расписывать куличик гуашевыми красками.

№7 «Синички»

(рисование с элементами аппликации) Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

№8 «Ласточка»

(рисование акварельными красками) Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

Май "Скоро лето!"

№1 "Море"

(рисование по мокрому листу) Продолжать учить рисовать - по мокрому. Развивать технические навыки работы с кистью и краской.

№2 «Цветочная поляна» (ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки.

№3 "Бабочки"(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать развивать умение при рисовании восковым мелком не слишком сильно давить на него.

№4 "Весеннее дерево"(рисование трубочкой) Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки, развивать воображение.

№5 "Одуванчики"(рисование манной крупой) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

№6 "Паук в паутине"

(рисование по восковому подмалёвку) Продолжать развивать умение при рисовании восковым мелком не слишком сильно давить на него.

№7 "Чем пахнет лето?"(рисование акварелью + восковой мелок) Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов.

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1, 2.- М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

2. Дубровская Н. В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «детство-пресс» 2003.

3. Дубровская Н. В. «Яркие ладошки» «детство-пресс» 2004.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.

5. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : Карапуз-дидактика, 2007.

7. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» /Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. – М. : Педагогическое общество России, 2000.

8. Фатеева А. А. "Рисуем без кисточки" Академия развития 2006.

9. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной., М., 2005.

10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Акварелька»
Опубликовано: 28 мая 2023 в 09:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Акварелька»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Киреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД