Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе

Елена Сысоева
Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИГРОВАЯ МОЗАИКА»

(Психологическое сопровождениедетей

по подготовке к школе)

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся - 6 - 7 лет

СЫСОЕВА Елена Юрьевна

педагог-психолог

г. Энгельс

2018 г.

Комплекс основных характеристик программы

Быть готовым к школе-

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Игровая мозаика“ как психологическая подготовка детей к школе» размещена в разделах

это не значит уметь читать, писать и считать,

Быть готовым к школе –

это значит быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Пояснительная записка

Программа социально-педагогической направленности.

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особоезначение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Возрастные особенности: У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Изменения в сознании характеризуются появлением внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе «Я».Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей деятельностью в данный период детства является игра, а ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).Дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.

Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т. е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т. к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений. Поэтому данная программапсихологического сопровождение детей по подготовке к школе является актуальной.

Программа получила название «Игровая мозаика» потому, что в занятие включаются игры-сказки, игры-упражнения, игры-тренинги из разных разделов для обеспечения комплексного развития ребёнка и формированияего психологическойготовности к обучению в школе.

Срок реализации программы - 1 год

Общее количество занятий - 28

Возраст учащихся: 6-7 лет

Режим занятий:одно занятие в неделю

Продолжительность занятий: 25 минут.

Цель:Содействие в развитии детей старшего дошкольного возраста и формирование их психологической готовности к обучению в школе через игровую деятельность.

Задачи:

1. Формировать мотивацию и интерес к процессу обучения через игру.

2. Развиватьпсихические процессы у детей : мышление, память, внимание, воображение и др.

4. Формировать учебные навыки: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.

5. Развивать коммуникативные навыки,мелкую моторику

Прогнозируемые результаты :

Сформированность интереса к получению знаний и обучению в школе;

Развитость психических процессов согласно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;

Сформированность основ учебных и коммуникативных навыков;

Развитая моторика

Формы подведения итогов реализации программы (аттестации учащихся) :

- тестирование,

- собеседование,

- опрос,

- игры,

- самостоятельная работа,

- результаты диагностики,

- результаты анкетирования родителей,

- мониторинг по школьной готовности с целью получить достоверные данные по выше названным направлениям для достоверной информации о состоянии готовности ребенка к школе.

Мониторинг проводится в два этапа в ноябре и мае каждого учебного года.

Исследуются:

• состояния пространственного восприятия;

• состояние зрительного восприятия;

• состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

• умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец обучения.

Учебно-тематический план и содержание программы

раздела Раздел программы всего

часов Содержание

программы

Форма аттестации учащихся (контроля)

1 Игры на формирование мотивации и интереса к обучению в школе 6 Игры «В детском саду -, а в школе…», «Лесная школа» наблюдение,

тест Л. Г. Нагаева,

«Готовность к школе» по А. Керна-И. Ирасека,

2 Психические процессы 6 Игры с использованием зрительного диктанта; Игры с составлением схем слов под диктовку; Словесная игра «Мячик с путаницей»; игра «Четвёртый лишний», «Наоборот». Чтение схем слов диагностика по Г. Ф. Кумариной

3 Учебные навыки 6 Игры с рисованием узоров и слов по клеткам, игры с заучиванием школьных правил, «Лесная школа» Наблюдение, опрос

4 Коммуникативность 6 Игры «Круг друзей»;

«Волшебный клубочек»;. .. .. . Беседы, опросы, наблюдения,

«Тест тревожности» методика

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

5 Аттестация учащихся 4 Игра-тест, Игра-опрос и т. п. тестирование, опрос, собеседование и т. п.

ИТОГО 28

Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы предусматривает :

1. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей, способствующих самореализации детской личности.

2. Мотивацию детей к познавательной деятельности путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.

3. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка. Вариативность творческих заданий.

Критерии выбора педагогических технологий:

Педагогические технологии отражают способы организации учебной деятельности. Основанием для выбора технологий обучения является уровень самостоятельности воспитанников в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества воспитанников.

Согласно дополнительной образовательной программе на занятиях применяются следующие современные педагогические технологии: игровые, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, а так же технологии педагогической поддержки, в которых учитываются здоровьесберегающие технологии.

Программа рассчитана на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Так как ведущей деятельностью у детей 6-7 лет является игра, то для обучения детей по данной программе используются игровые технологии. Данные педагогические технологии позволяют с помощью игровой деятельности активизировать усвоение программного материала, усилить мотивацию детей к обучению. Игровая деятельность основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей сказок, различных ситуаций.

Образовательный процесс предусматривает как проведение групповых, так и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия рассчитаны на дополнительную работу с одаренными воспитанниками или педагогическую поддержку детей, имеющих затруднения в освоении образовательной программы.

В соответствии с образовательной программой в образовательном процессе применяется технология проблемного обучения. Цель - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Включая поисковые методы, постановки и решения познавательных задач, способствую развитию у детей познавательных и творческих способностей, стимулирующих интерес к занятиям.

На занятиях осуществляются личностно-ориентированные подходы при обучении и воспитании, создаются условия для здорового развития воспитанников:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываетсясмена деятельности, профилактика утомляемости, распределение учебной нагрузки, проводяться физкультминутки).

2. Проводится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой и световой режим, режим организации учебно-воспитательного процесса).

Занятия состоят из трё х частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других, основная и заключительная, строятся в занимательной (игровой) форме с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения.

Используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировки глазомера.

Особое внимание уделяется проблемам школьнойдезадаптации у детей и для этого в занятия включена сказкотерапия.

На занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире.

Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (6 -7 лет, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

В заключительной части занятия дети делятся своими впечатлениями, применяется метод рефлексии – то есть дети анализируют и оценивают свою деятельность на занятии.

Основной составляющей в сопровождении детей по подготовке к школе является работа с родителями. Педагог оказывает родителям помощь в повышении ихпсихологической компетентности в вопросах подготовки ребёнка к обучению в школепутём создания востребованного «портрета первоклассника». А родители, в свою очередь, в домашней обстановке создают условия для продолжения процесса психологического развития ребенка и оказывают содействие в его воспитании.

В начале обучения среди родителейпроводится опрос, в котором предлагаетсяпроранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости - от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке. Это позволяет выявить основные затруднения в формировании готовности детей к обучению в школе и затруднения родителей по этой же проблеме.

Большое значение в мотивационной готовности детей имеет выставка фотографий: «Мои родители-ученики». Через неё дети делятся впечатлениями, учатся общаться, родители рассказывают детям о «своей» школе, о своих одноклассниках, учителях.

Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Психологическая мозаика». Это позволяет знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо :

Интерактивная доска с программным обеспечением, ноутбук, игровые пособия Воскобовича («Игровизор», «Планшет»)

Публикации по теме:

Игровая программа для детей «Скоро скажем школе здравствуй!» СКОРО СКАЖЕМ ШКОЛЕ ЗДРАВСТВУЙ! ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ • Звучит муз С. Т. Д. К. «Вот лето пролетело» (начало) • Выходит, ведущая Вед.

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивай-ка» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу предложить дополнительную образовательную программу "Развивай-ка" Программа была составлена и апробирована.

Дополнительная образовательная программа «Кроха» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Согласовано Утверждено на педагогическом совете.

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста «Танцевальная студия «Мир танца» Дополнительная образовательная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста танцевальная студия «Мир танца» Целевой раздел.

Дополнительная образовательная программа для детей с проблемами и с нарушениями в общении «Ручеек общения» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по обучению детей основам театральной деятельности Пояснительная записка Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творче-ства. Занятия театральной деятельностью.

Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные.

Рабочая программа «Подготовка к школе детей 6–7 лет» 1. Рабочая программа «Подготовка к школе» 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена и разработана на основе программы «Ступеньки.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Сысоева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 19:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД