МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Природа глазами детей»

Баклина Валентина Николаевна
Долгосрочный проект «Природа глазами детей»

Проект : «Природа глазами детей»

Авторы проекта : Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификаци-онной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Краткая аннотация проекта

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания»природа.

Публикация «Долгосрочный проект „Природа глазами детей“» размещена в разделах

Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими вос-принята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.

Актуальность проекта

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются перво-основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологиче-ской культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё до-ступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учре-ждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Новизна проекта

Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использо-вание интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через актив-ное исследование и игровые формы.

Основная цель проекта : формирование экологической культуры, экологического со-знания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта :

образовательные:

• расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;

• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и яв-лений, устанавливать связи между ними;

• закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

• приобщать детей к выращиванию растений;

• формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ни-ми;

• формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

развивающие:

• развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

• развивать эстетическое восприятие природных явлений;

• развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, твор-ческие способности;

• развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

воспитательные:

• воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;

• воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;

• воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отноше-ние к природе и самому себе, как её части.

Вид проекта :

по продолжительности – долгосрочный;

по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;

по количеству участников – групповой.

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, системати-зации и обобщения их) : беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познава-тельной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, кон-кретные представления о природе) : демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний) : познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только сов-местными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологи-ческому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта :

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродук-ций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над дан-ным проектом, составление рекомендаций.

Ресурсы:

Материально-техническая база:

предметно-развивающая среда;

уголок природы в группе;

огород на окне;

наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, ауди-озапись с голосами птиц;

кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц, кукла в костюме Красной Шапочки;

макеты различных грибов, корзинка;

бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цвет-ные карандаши, гуашь, пластилин;

луковицы, ящик с землёй, лейка;

комнатные растения;

кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);

коллекция камней, лупа;

банка с мёдом.

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому вос-питанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

5. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. «Дошкольное учрежде-ние и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работ-ников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

7. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

8. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспек-ты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

11. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

12. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском са-ду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

13. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

15. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических пред-ставлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. Международный образовательный портал «МААМ. RU» (https://www.maam.ru/)

2. Образовательная социальная сеть (https://nsportal.ru/)

Ожидаемые результаты по проекту :

Дети:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в приро-де.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоро-вью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научи-лись делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растени-ями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги:

1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошколь-ного возраста.

2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы пред-ставлений об экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.

2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом вос-питании детей группы.

Критерии результативности проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей :

познавательный интерес к природе и её изучению;

знания об окружающей природе;

восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

проявление бережного отношения к природе;

практические умения и навыки по охране природы.

Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.

Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем ис-пытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.

Выводы:

У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение до-школьников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формиро-вания у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошколь-ников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.

Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!

Публикации по теме:

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий» Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время.

Долгосрочный проект для детей средней группы «Превращение коробочек в игрушек-зверюшек»Долгосрочный проект для детей средней группы «Превращение коробочек в игрушек-зверюшек» Актуальность Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике.

Долгосрочный проект для детей средней группы «Страна Безопасности»Долгосрочный проект для детей средней группы «Страна Безопасности» Актуальность: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую.

Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель»Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель» Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное. Образовательная область:.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» . Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России,.

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоевано.

Педагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группыПедагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Экологический проект «Растительный мир глазами детей»Экологический проект «Растительный мир глазами детей» Экологический проект "Растительный мир глазами детей" Образовательная область: познание. Вид деятельности: проектная. Возрастная группа:.

Библиотека изображений:

Публикация Долгосрочный проект «Природа глазами детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Баклина Валентина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Долгосрочный проект «Природа глазами детей»
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 08:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД