Получи документы

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития

Мамедова Оксана Валерьевна
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития

Культура - это то, что остается,

когда все остальное забыто.

ЭдуарЭррио

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего».

Публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении, этнокультурное воспитание дошкольников осуществляется через погружение в культуру и традиции двух народов (осетинского и русского).

С 1996 года наш детский сад осуществляет приоритетное направление по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Поэтому, для нас стала актуальна проблема – найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников и приоритетному направлению ДОУ.

Для эффективной реализации этнокультурного воспитания дошкольников необходим ряд педагогических условий. Одним из таких условий является создание предметно пространственной развивающей среды в ДОУ.

Национальный мини-музей. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Ирон хадзар» продемонстрированы национальные осетинские костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть одежду. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке слов, объясняя при этом их значение. В мини-музее дети начинают познавать историю и культуру своего народа.

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.

Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдёт разговор, когда они освоят хотя бы две-три операции (например,прясть нитку на старинной прялке). При этом необязательно стремиться к получению готового изделия, главное создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти. Педагоги, включающие посещение музея в воспитательно- образовательный процесс, обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в жизнь детей,формируются основные представления целостной картины мира, синтезирующей знания из различных областей:истории,культуры,устного народного творчества,народно-прикладного искусства.

Мини-галерея изобразительного искусства. Приобщению дошкольников к изобразительному искусству (в том числе национальному) помогает мини-галерея изобразительного искусства, в которой представлены репродукции работ осетинских художников, детские работы, совместные работы детей, родителей, педагогов, фотоматериалы.

Зимний садв нашем дошкольном учреждении представляет собой некую промежуточную зону между мини-галереей и изостудией. Зимний сад-это зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое оформление зимнего сада выполнено с учетом национального компонента. Украшением зимнего сада являетсякартина «Волшебная свирель Ацамаза» из эпоса Яблоко Нартов, которая является наглядным образцом для бесед с детьми по национальной тематике. Так же есть действующий фонтан, выполненный в виде горной панорамы.

Изостудия. Для реализации национального компонента в продуктивной деятельности мы широко используем все материалы и виды техникизобразительной деятельности. Стены изостудии оформлены коллективными работами детей, которые отображают национальную тематику.

Театральная студия. Предметом познавательного и эмоционального развития является театральная студия. Здесь большое разнообразие масок, видов театра: пальчиковый, настольный, кукольный, театр на лопатках, на фартуке. Имеются всевозможные костюмы,которые дети используют в своих постановках. Играя в театр, у детей формируется навык речевого общения, развивается речевое творчество, что актуально в наше время.

В каждой группе оформленНациональный уголок.

Содержание уголков подобрано в соответствии с возрастом детей и включает в себя :

- альбомы «Мой город», «Улицы города»;

-художественная литература : стихи о родном городе, рассказы, загадки, произведения осетинских писателей;

- картотеки осетинских подвижных игр;

- предметы одежды и быта осетин;

- куклы в национальных костюмах;

- диски с аудио- и видеозаписями;

Создавая предметно пространственную среду мы так же учитываем и гендерное направление.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие компоненты:

Национальная игровая культура

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Национальная музыкальная культура

Большие потенциальные возможности заключаются и в национальной музыке. Именно в музыке, как нельзя ярче, проявляются ее свойства, как

эмоционального языка, как средства передачи чувств. Национальная музыка

привычна, общедоступна. Это - универсальное средство общения народов На музыкальных занятиях, в режимных моментах дети знакомятся с

различными жанрами национальных песен и танцев.

Большое значение в жизни народа играли музыкальные инструменты. Имы в нашем дошкольном учреждении стремимся познакомить ребят не только с осетинскими национальными инструментами и историей их создания, но и музыкальнымиинструментами других народов

Национальная праздничная культура

Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Все национальные праздники связаны с трудовой деятельностью человека,ссезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Безусловно, участие в этих событиях, помогает приобщить детей к изучению истории своего народа, воспитывает любовь к Родине. Примером тому, могут служить проводимые в ДОУ такие традиционные праздники как: Национальный праздник «Джеоргуыба», Праздник посвященный Дню рождения К. Л. Хетагурова, Праздник посвященный Дню осетинского языка (15 мая, Масленница, Пасха.

Результатом проведения таких праздников стали: проявление позитивных

способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненныхситуациях; проявление личностных качеств: ответственности, самоуважения иуважения к другим.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности, а так же наиболее удачный способ приобщения к национальной праздничной культуре.

Театральная деятельность является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность даёт большие возможности для работы по ознакомлению детей с национальными и культурными традициями осетинского и русского народа с использованием подлинного материала, позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему.

И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

В рамках реализации педагогического опыта нами используются следующие технологии:

• Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

• Технология коллективного творческого дела - это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.

• Технология проектной деятельности. формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

• Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

• Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.

• Здоровьесберегающаятехнология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

• Технология интегрированного обучения. соединяет знания из разных областей на равноправной основе дополняя друг друга.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектной деятельности в разных его формах мы выбрали за основу, так как именно проектная деятельность позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала по формированиюпредставлений о национальной культуре. Нами были разработаны и реализованы по изодеятельности следующие проекты:

Работа с родителями. Задача педагогов - постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также совершенствования средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка.

Для успешной реализации работы по формированию этнокультурных компетенций у дошкольников использовались разнообразные формы сотрудничества с родителями:

• Педагогические гостиные (воспитатели, родители, дети)

• Семейные фотовыставки

• Индивидуальные консультации

• Мастер-классы

• Родительские собрания

• Проведение опросов с целью выявления их этнокультурной

компетентности

• Оформление информационных стендов для родителей

• Выпуск фотогазет, плакатов, буклетов

• Организация изготовления поделок из природного материала

• Интерактивные площадки, квест-игры с родителями

Наши родители принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, в оформлении тематических выставок при знакомстве с предметами национального быта и культуры, в подборке материала для обогащения и пополнения мини-музея.

Совместное участие родителей и детей в мероприятиях позволяет сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Мы стараемся больше узнать о культурных,исторических, природных,этнографических особенностях нашего народа и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному городу. В краеведческом музее собран богатый материл об истории нашего города, наши дети - частые его посетители. Темы бесед и экскурсий разнообразны «Истории старинных вещей», «Знаменитые люди нашего города». Сотрудничество с Алагирским государственным заповедником дает представление детям о флоре и фауне родного края. Дети с большим интересом посещают музей заповедника,где выставлена интересная экспозиция живой и неживой природы. Но не только мы ходим на экскурсию в заповедник, но и работники заповедника бывают частыми гостями у нас в саду. Интересные и содержательные занятия проводят с детьми работники заповедника, которые безусловно стимулируют детское любопытство, обогащают знания и расширяют кругозор.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития
Опубликовано: 5 марта 2020 в 11:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД