Папки-передвижки

Экология в детском саду

Карева Ирина
Экология в детском саду

Экология в детском саду

Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства – в семье и детском саду. Экологическое воспитание дошкольников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на осознании деятельности человека в природе.

Структура планирования экологических мероприятий в режиме дня

Публикация «Экология в детском саду» размещена в разделах

Содержание циклограммы планирования экологических мероприятий в режиме дня не ставит педагогов в жесткие рамки его соблюдения. Педагогам дается возможность варьировать, дополнять, изменять формы работы с детьми в различные режимные моменты, придерживаясь при этом общих правил составления календарного плана. Данная структура состоит из следующих разделов:

- Деятельность в утренний отрезок времени

- Организованная образовательная деятельность

- Деятельность на прогулке

- Деятельность после сна

- Деятельность в вечерний отрезок времени

Остановимся более подробно на каждом из данных разделов.

Деятельность в утренний отрезок времени

• Наблюдения в природе и за трудом взрослых (дворник собирает листву, чистит снег, сгребает под деревья, зачем он это делает) или различные беседы

• Дидактические игры по экологическому воспитанию («Что в корзинку мы берем?», «С какого дерева листик?»и т. д.)

• Индивидуальная работа (закрепляем знания о растениях и способах их размножения, представления о домашних и диких животных, их повадках, знания детей о временах года)

• Утренняя гимнастика ( тоже может быть тематическая: в младшей группе «Домашние животные», в старшей и подготовительной –«Осенняя прогулка», «Мы на лыжах в лес идём»)

• Культурно-гигиенические навыки / Трудовая деятельность ( в уголке природы: 1 младшая группа - Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит) и т. д., зачем он выполняет те или иные действия. Старшая группа. Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы.

• Артикуляционная гимнастика / пальчиковая гимнастикаm(они тоже могут быть на экологические темы – это и фрукты-овощи, времена года, животные и т. д.)

Организованная образовательная деятельность

Интересно проходят занятия, на которых создается проблемная ситуация, дети учатся думать, анализировать, делать выводы, умозаключения, а главное- они чувствуют себя взрослыми. Занятия проходят в игровой форме

Деятельность на прогулке

• Наблюдение (рекомендуют использовать разнообразные формы и методы экологической работы : это экологические наблюдения, цель их сформировать представления о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, которые существуют в природе;

• целевые прогулки (по участку детского сада – «Неживая природа осенью», и т. д.).

• Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.

Но использование только наблюдений недостаточно, дети получают только экологические знания, поэтому приобщаем детей и к практической деятельности.

• Исследовательская деятельность (рассматривание листьев разного цвета с одного дерева

• Художественное слово о природе (стихотворения, пословицы, поговорки, народные приметы)

• Труд, трудовые поручения (старшая группа - Формировать умение наводить порядок на участке детского сада : подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега.

• Подвижные игры («Солнышко и дождик», «По малину в сад пойдем», «Ворон» и др.)

• Индивидуальная работа

Можно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе (летний период). Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Деятельность после сна

• Гимнастика пробуждения («Вместе с солнышком», «Кисонька-мурысонька» «Головастики» и др.)

Прогулка: наблюдение. Например, очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Обратить внимание детей на то, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.

Деятельность в вечерний отрезок времени

• Чтение художественной литературы (Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Также используем технические средства обучения через просмотры: обучающих мультфильмов: «Зеленая сказка», «Человек и земля», (о заповеднике). После чтения, просмотров с детьми проводим беседу, задаем вопросы.

• Познавательно-исследовательская деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы используем как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.

• Рассматривание картин, фотографий, альбомов, иллюстраций; беседы по ОБЖД

Например, в 1 младшей группе - Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

В старшей группе - Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

В подготовительной - Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

• Сюжетно-ролевая игра («Мы спасатели»)- На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка; конструирование (с природным материалом) ручной труд; театрализованная деятельность (одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей);

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь только начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, т. к. они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное –положат начало осознанному отношению к природе.

Публикации по теме:

Физкультура в детском садуФизкультура в детском саду Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых,.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «9 Мая в детском саду»Фотоотчет «9 Мая в детском саду» На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие.

Масленица в детском садуМасленица в детском саду От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами Февралю - помашем, Марту - "здравствуй".

Зимний сад в детском садуЗимний сад в детском саду Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для развития и воспитания экологической культуры ребенка. В детском саду «Улыбка» взрослые.

Оригами в детском саду.Оригами в детском саду. Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Стайрофоминг в детском садуСтайрофоминг в детском саду Стайрофоминг - это новый вид творчества, покоривший сердца воспитателей и педагогов России. Стайрофоминг (от англ.  styrofoam – пенопласт,.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Тревожная обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом указывает на необходимость формирования правосознания у взрослых и детей.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экология в детском саду
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 14:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД