Папки-передвижки

Воспитательный потенциал социально-экологического образования

Неволина Елена
Воспитательный потенциал социально-экологического образования

«Воспитательный потенциал социально – экологического образования» Неволина Елена Юрьевна воспитатель первой категории МБДОУ ДС «Колобок» г. Волгодонска.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгое время люди использовали природные ресурсы без учета экологических законов, что привело к значительному истощению и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над планетой нависла угроза экологической катастрофы. Для предотвращения которой, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

Публикация «Воспитательный потенциал социально-экологического образования» размещена в разделах

Всё это представлено, как целевые ориентиры, в ФГОС ДО, в рамках образовательной области «Познание». Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.

Всё выше сказанное и обуславливает выбор темы моего опыта работы.

В своей работе с детьми использую такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. Тогда у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал :

-исследования и экспериментирования;

- прогулки;

- разбор проблемных ситуаций и их решения;

- разгадывание загадок;

-наблюдения;

- коллекционирование;

- СОД с родителями в ходе развлечений, экологических акций;

-рассказ педагога;

-беседы на экологическую тему с использованием фильмов, слайдов, художественной литературы и т. д. ;

-конкурсы разной направленности, например, на лучший плакат по охране природы, самую оригинальную поделку из природного материала, наиболее интересный рассказ о домашнем питомце и пр. ;

-организация экологической тропы (разработка экологического маршрута) и наблюдения на ней;

-ведение календарей наблюдений за природными явлениями и объектами;

-проектная деятельность.

Экологические знания и умения дети получают не только в процессе непосредственно образовательной деятельности по экологии, а и во всех других областях через интегрированный подход к обучению и организации экологического пространства.

На прогулке практикую подвижные игры природоведческой тематики, подражание повадкам животных, их образу жизни, природным явлениям. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. («Летает, плавает, бегает», «Воздух, земля, вода» и др.)

В группе разработала и оформила календарь природы с помощью которого дети фиксируют и систематизируют наблюдения о явлениях живой и неживой природы.

Оформила центр «Экология», в котором дети осваивают элементарный труд в природе, что способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания,сопереживания живым существам). Позволяет увидеть ребёнку результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контаков с миром природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.

В своей работе использую метод проектной деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты: «Наши друзья - насекомые», «Мой друг-зелёный лук» и др.

Мною накоплено и изготовлено много обучающего и развивающего материала для экологического воспитания детей : макеты природных зон, лепбуки: «Этажи леса», «Сортировка мусора», «Земля-наш общий дом», «Подводный мир»; книжки-раскладушки: «Как растёт живое». И многое другое.

В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка. Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.

Художественно-творческая деятельность, слушание, рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможноти. Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно-творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей.

Одним из важных компонентов экологического воспитания является работа с родителями. Именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Совместно с родителями мы проводим экологические акции, которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросового материала, сбор маккулатуры, сбор батареек, помощь бездомным животным.

Вывод: в результате своей работы, могу сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОУ для экологического образования. Экологические знания, приобретённые в ДОУ, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.

«Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно».

Н. И. Сладков

Литература:

1. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»;

2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического воспитания детей.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образованияФотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образования Фотоотчет беседы "Различия между кроликами и зайцами" к Дню экологического образования. Мы в очередной раз были рады видеть у себя в.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Необычное использование полиэтиленовых пакетов» ко Дню экологического образования на МAAMКонсультация «Необычное использование полиэтиленовых пакетов» ко Дню экологического образования на МAAM Материал приурочен ко дню защиты природы от мусора на МААМ и дню экологического образования. Этот тематический день приходится на 12.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитательный потенциал социально-экологического образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Неволина Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитательный потенциал социально-экологического образования
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 15:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД