Получи документы

Роль образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни дошкольников

Татьяна Гурылева
Роль образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни дошкольников

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Публикация «Роль образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от общего контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по-прежнему наблюдается перекос образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, но имеющие скудный сенсорный опыт.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств, усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую. То есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему здоровью, принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса. Формирование здоровья ребенка, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается.

Микросреда должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей укладывают спать в соответствующее режиму дня время, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.

Мы должны понимать, что воспитание у детей потребности в сохранении здоровья – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому, образовательное учреждение призвано заложить у детей основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в детском учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья :

-соматическое;

-физическое;

-психическое.

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

- занятия физкультурой, прогулки;

- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умение отличать ложь от правды;

- бережное отношение к окружающей среде, к природе;

- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, прохождение медосмотра детьми ежегодно, в т. ч. узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист);

- формирование понятия «не вреди себе сам».

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни» Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: •Развивать двигательную.

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников " Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников" В соответствии с ФГОС ДО одной.

«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей». Консультация для воспитателей «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Воспитатель – Ситникова Надежда Васильевна.

«Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников». Здоровьесберегающие технологии Подготовили музыкальные руководители: Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А, учитель- логопед Луцева.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Консультация для воспитателей «Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников» Подготовила воспитатель: Долматова Юлия Сергеевна В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни Роль семьи в формировании здорового образа жизни Носкова Н. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана.

Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку.

Утренняя гимнастика с использованием приемов релаксации, ее роль в воспитании здорового образа жизни Утренняя гимнастика с использованием приемов релаксации, ее роль в воспитании здорового образа жизни. В группах раннего возраста утренняя.

Взаимодействие с родителями — основа формирования Здорового образа жизни дошкольников Описание проекта: Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями в области здоровьесбережения. Актуальность: Детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 13:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гурылева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД