МААМ-картинки

Психологические требования к НОД и свободной деятельности с позиции психологической безопасности

Марина Худяк
Психологические требования к НОД и свободной деятельности с позиции психологической безопасности

Доклад

"Психологические требования к НОД и свободной деятельности с позиции психологической безопасности. "

Быстро меняющиеся современные условия жизнедеятельности ведут к появлению новых ситуаций, представление о которых отсутствует в опыте безопасного поведения ребёнка. Недостаточное внимание к воспитанию безопасного поведения детей без учета психологических особенностей представлений об опасности ведёт к формированию форм поведения, угрожающих их системе безопасности.

Публикация «Психологические требования к НОД и свободной деятельности с позиции психологической безопасности» размещена в разделах

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности : Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть :

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :

• в трудностях засыпания и беспокойном сне;

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

• в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• в рассеянности, невнимательности;

• в беспокойстве и непоседливости;

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

• в проявлении упрямства;

• в том, что он постоянно сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

• в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

• в игре с половыми органами;

• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

• в повышенной тревожности;

• в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности – все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении учитывает все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

При составлении режима дня учитываются следующие принципы:

1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены. Нужно обеспечить ребенку легкое "вхождение" в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в яслях в конце недели.

2. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, по месту и форме организации занятий.

3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения.

4. Занятий с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой должно быть не более одного-двух в неделю. Разумно составлять макроцикл (на месяц) и микроцикл (на неделю) интеллектуальных и физических нагрузок. Это возможно, если режим дня соответствует плану образовательной работы с детьми, а не наоборот, когда план подгоняется под режим дня.

5. Ежедневно в режиме дня указывается время игр взрослых с детьми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать ребятам, а взрослым следует ее всячески поощрять.

Большое значение для обеспечения психологической

безопасности дошкольника имеет качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду. Основа благоприятной среды пребывания детей в дошкольном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.

Существенное влияние на состояние работоспособности, активности; на самочувствие и здоровье детей оказывает воздушно-тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещённости, характер предметно-игровой среды.

Помещение группы нужно постоянно проветривать, чтобы улучшить качественный состав воздуха.

Из всех режимных процессов наиболее существенное влияние на функциональное состояние детского организма оказывает непосредственно образовательная деятельность. НОД требуют от дошкольника определенных интеллектуальных усилий, вынужденного ограничения естественной потребности в движении, а также внимания, сосредоточенности

Регулярно проводить физкультурные занятия (в традиционной и нетрадиционной формах, утреннюю гимнастику. Для повышения интереса утреннюю гимнастику проводить с использованием музыки, вводя элементы аэробики, ритмики.

Особое внимание надо уделять правильной методике проведения НОД.

В процессе занятий регулярно проводить физкультминутки (в форме разнообразных комплексов физических упражнений с выходом из-за столов). По мере необходимости использовать на занятиях минутки здоровья в виде:

1. комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами;

2. массажа рук;

3. пальчиковой гимнастики;

4. дыхательной гимнастики.

Также регулярно проводить двигательные разрядки длительностью 3-5 минут в виде игр, содержание которых подбираем в соответствии с программным содержанием, занятиями – подвижные игры средней интенсивности, танцевальные движения.

Для эмоционально-психологической разгрузки использовать: музыку в процессе занятий, во время засыпания и пробуждения детей. Это способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера детей.

Для создания психологического комфорта дошкольников в течение года проводить творческие каникулы, которые представляет набор сценариев деятельности детей на 3 - 5 дней. Каждый день приносит какой-либо сюрприз.

Важное значение для обеспечения психологической безопасности детей имеет прогулка. Здесь нужно учитывать, чем занимались дети во время непосредственно образовательной деятельности. Если последним занятием были физическая культура или музыкальное, то прогулку начинать или с малоподвижных игр, или с наблюдений. Это позволяет детям сменить деятельность, расслабиться.

В работе над обеспечением психологической безопасности детей, нужно учитывать и индивидуальные особенности воспитанников.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны, верно, служат хорошее настроение воспитанников, проявляемое ими чувство бодрости, радости, уверенности.

Публикации по теме:

Применение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНРПрименение нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности с детьми с ОНР Общее недоразвитие речи проблема у детей дошкольного возраста в наше время достаточно распространенная. Именно поэтому процесс обучения.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Фотоотчет о свободной творческой деятельности «Кто во что горазд»Фотоотчет о свободной творческой деятельности «Кто во что горазд» Поскольку целью моей профессиональной деятельности является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, я решила провести день.

Фотоотчет «Применение камешков Марблс на занятиях и в свободной деятельности»Фотоотчет «Применение камешков Марблс на занятиях и в свободной деятельности» Яркие, разноцветные, приятные, гладкие на ощупь - это все они, камешки Марблс. И, конечно же они очень нравятся детям, доставляя им радость.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

Использование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельностиИспользование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельности "Геоконт Воскобовича" - это игра, которая предназначена для детей от 3 до 11 лет. Она многофункциональна и интересна. Она достаточно дорогостоящая,.

Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка»Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка» Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка Правильно говорят, что свободная деятельность детей - это его самостоятельность.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические требования к НОД и свободной деятельности с позиции психологической безопасности
Опубликовано: 9 мая 2023 в 06:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД