Папки-передвижки

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ

Любавская Галина Викторовна
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ

В условиях ФГОС любая образовательная программа дошкольного образования включает образовательную область «Речевое развитие».

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (Предлагаю начать обзор комплексных образовательных программ)

Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ» размещена в разделах

(слайд 3) В программе «Истоки» под редакцией Ларисы Алексеевны Парамоновой раздел «Речь и речевое общение» представлен как самостоятельный. В программе не выделена подготовка к обучению грамоте как определенное направление работы, но задача перед педагогом ставится конкретная: развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

(слайд 4) В программе «Детство» уже в младшем дошкольном возрасте в разделе «Развиваем речь детей» подготовка к обучению грамоте выделена как одно из ведущих направлений работы.

Детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук», и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности,

анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели».

В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава. Знакомятся с ударением. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

(слайд 5) Авторы программы «Радуга» считают, что на пятом году жизни у детей заметно улучшается фонетическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками («Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др.).

В старшей группе наряду с разделом «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе» появляется новый – «Знакомство детей с буквами».

В программу «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 6-7 лет в детском саду включен раздел «Обучение детей чтению».

(слайд 6) В программе «Развитие» одним из основных направлений работы по развитию умственных и творческих способностей с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) является «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину, и поэтому они предлагают начать обучение с «погружения», введение ребенка в звуковую действительность русского языка. Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, и включает в себя два напраления:

Введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;

Подготовка руки ребенка к письму.

Комплексные образовательные программы рассмотрели, давайте перейдем к обзору парциальных образовательных программ и методических пособий.

Давай сейчас остановимся на пособии (слайд 7) «Обучение дошкольников грамоте» : Методическое пособие авторами которого являются Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская ; под ред. Н. В. Дуровой.

В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста. Приводятся примерные планы игр-занятий в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Книга как методическое пособие может быть использована студентами педагогических вузов, воспитателями детских садов, а также учителями начальных классов.

(слайд 8) Следующее методическое пособие Лидии Ефремовны Журовой

"Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Программа. Методические рекомендации". Здесь представлены программа занятий по обучению дошкольников грамоте и методические рекомендации по проведению таких занятий в детских садах с учетом возрастных особенностей воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.

Пособие предназначено для воспитателей детских дошкольных учреждений.

(слайд 9) К программе прилагаются следующие методические пособия: «Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Дидактические материалы для детей 4 – 7 лет», «Подготовка к обучению грамоте. Сценарии образовательной деятельности», «Эти удивительные звуки. Рабочая тетрадь.»

(слайд 10) Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» - результат многолетнего опыта работы автора Колесниковой Елены Владимировны с детьми дошкольного возраста (более 25 лет).

(слайд 11) Программа состоит из 4 частей г (1-я часть - "Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет; 2-я часть - "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет";3-я – Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», 4-я часть - "Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет"). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет, в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей.

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1 Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для

работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я

НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2 Рабочие тетради для детей :

- «От А до Я»;

- «Я начинаю читать».

3 Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

(слайд 12) Наличие УМК, включающее 24 книги, является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Программа и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Обратим внимание на следующий комплект пособий Дуровой Наталии Валентиновны

(слайд 13) Комплект пособий предназначен для обучения грамоте детей начиная с 4-летнего возраста, с ориентацией их на орфографическую грамотность.

Каждая книжка посвящена определенной теме: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, слитное чтение.

Знания и умения, которыми овладевает ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения грамотному письму.

Пособия могут быть использованы родителями, воспитателями, логопедами, а также учителями начальных классов.

Первые три книги включают по 20 занятий, четвертая книга - 23 занятия с текстами для чтения.

(слайд 14) ПОИГРАЕМ В СЛОВА

Пособие ориентировано на занятия с детьми 4-5-летнего возраста, наиболее подходящего для введения детей в мир звучащей речи. Книга поможет показать детям, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, научить их различать твердые и мягкие согласные звуки. Все это необходимо для последующего обучения сознательному чтению.

ОТ СЛОВА К ЗВУКУ

Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми 5 лет. На этих занятиях ребенок научится последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, называть слова с определенным звуком или определенной звуковой модели. Знания, умения и навыки, которыми овладеет ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения чтению и грамотному письму.

ОТ ЗВУКА К БУКВЕ

В пособии, ориентированном на работу с детьми от 6 до 7 лет, содержится практический материал для ознакомления детей с гласными буквами и правилами их написания.

Знания, умения и навыки, которые приобретут дети в процессе занятий, необходимы для овладения слитным чтением.

ЧИТАЕМ САМИ

Эта книжка представляет собой подбор методически организованных материалов (слоги, слова, тексты) для обучения детей слитному осмысленному чтению.

Предлагаю к вниманию «Подготовка к обучению грамоте детей 6–7 лет. Сценарии образовательной деятельности. Методическое пособие" Кузнецова Марина Ивановна. (слайд 15)

Данное методическое пособие представляет сценарии образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет. Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Следующий автор Маханева Майя Давыдовна (слайд 16)

"Подготовка к обучению грамоте детей 5-7 лет" является последовательным продолжением методического пособия "Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет". В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий.

Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Предлагаемое методическое пособие дополняется рабочей тетрадью. Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОУ, родителям, гувернерам - всем, кто готовит детей к школе. лет". В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий.

Парциальная образовательная программа Нищевой Наталии Валентиновны (слайд 17)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении.

(слайд 18, 19) К программе разработан полный учебно - методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.

Пожиленко Елена Антоновна (слайд 20)

В пособии представлены методические разработки логопедических занятий, в основе которых комплексно – игровой метод, сказочные сюжеты, лексические темы.

(слайд 22) Вилена Васильвна Коноваленко - автор 28 книг. Из известных произведений можно выделить: Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуко у детей 5-7 лет, Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

(слайд 23) Лиманская Ольга Николаевна.

В конспекты фронтальных занятий входят игры и упражнения, которые помогут развить у детей навыки словообразования, сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют их словарь.

Большое внимание в пособии уделено овладению детьми графическими умениями, развитию у них мелкой моторики рук, закреплению пространственного восприятия и правильной ориентировки на плоскости листа. С этой целью в каждое занятие включено применение трафаретов букв и предметов, даются навыки рисования узоров по клеткам, выполнения штриховки.

(слайд 24) Таким образом, содержание образовательной деятельности по подготовке дошкольников к обучению грамоте в разных парциальных программах и методических пособиях имеет свои отличительные особенности, но тем не менее все они направлены на общеречевое и интеллектуальное развитие, а предлагаемые задачи реализуются главным образом в единой системе воспитательно – образовательной работы с дошкольниками.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ
Опубликовано: 16 января 2024 в 10:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД