МААМ-картинки

Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории

Ольга Подузова
Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:

«Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории»

Слайд1

Следуя работе с детьми в соответствии с данной программой дошкольного образования: «От рождения до школы», развивая познавательно- исследовательскую деятельность и расширяя опыт ориентировки в окружающем, формируя первичные представлений об объектах окружающего мира, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. И я решила не упустить эту возможность и начать с детьми поисково - познавательную деятельность.

Публикация «Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.

Прежде, чем начать работу по экспериментальной деятельности с детьми, мною были изучены программы, методические разработки, рекомендации следующих авторов:

• Т. М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»

• Л. В. Рыжова. «Методика детского экспериментирования»

• В. Н. Чернякова. «Экологическая работа в ДОУ»

• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

• Т. А. Шорыгина. «Беседы о природных явлениях и объектах», «Беседы о воде в природе»

Почему мною выбран именно этот программно- методический комплекс?

В этих книгах наиболее доступно представлены конспекты образовательной деятельности, беседы, наглядный материал, рекомендации по организации детской экспериментальной деятельности.

Изучив методическую литературу по детской поисково- познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Подборку практического материала распределила по разделам «Живая природа» и «Неживая природа», по темам – с указанием названия опыта, развивающих задач, необходимых материалов и оборудования. Разработала модифицированную программу: «Что, где и как?

Цель: «Развитие познавательного интереса и активности ребёнка»

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

Воспитывать бережное отношение детей к родной природе

Слайд2.

С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми и родителями оборудовали центр-лаборатория «Лаборатория Знайки» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. В «Лаборатории Знайки» находятся мини- коллекции природных материалов, приборы- помощники, прозрачные сосуды, бросовые материалы, технические материалы и т. д., так же подборка серии книг по детскому экспериментированию для детей. (дети с удовольствием их рассматривают и пытаются повторить опыты. Я подобрала серию экспериментов с объектами неживой природы, которые я использую в работе с детьми.

Для повышения уровня знаний детей разработала перспективный план своей деятельности и деятельности детей

Чтобы у детей не пропал интерес использовала на занятиях различные методы и формы обучения :

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

• Ведущими методами изучения является наблюдение и эксперимент

• Словесные методы : беседа, пояснение, художественное слово о природных явлениях (специфика применения этих методов заключается в том, что воспитатель создает яркие картины реальных событий, а дети устанавливают общие закономерности)

• Опыт, фиксация результатов наблюдений

Метод экспериментирования (с различными художественными материалами, нетрадиционными формами рисования, лепки)

Организационные приемы: подбор и расстановка соответствующего оборудования, инвентаря для проведения опытов, напоминание детям правил техники безопасности при проведении опытов, работе с материалами

Игровые приемы с привлечением различных сказочных персонажей: Дед Знай, Капелька, Зайка-любознайка, ПочемучкаСобственная продуктивная деятельность детей: практическая деятельность, индивидуально-коллективный труд

• Мотивационный (убеждение, поощрение)

Игровая деятельность: дидактические игры, подвижные игры

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

В ходе экспериментов я обогащала опыт детей,они практически осваивали свойства и качества материалов, участвовали в исследовании различных природных материалов.

Слайд3,4,5,6,8

Детям интересно было узнать, как получаются мыльные пузыри, как звучат предметы, определить свойства воздуха, плавучести предметов, какие бывают камни?

Экспериментируем с различными материалами

Слайд9

Изучаем,как происходит извержение вулкана

Слйд10

С помощью чего, мы видим и слышим?

Слайд11

Д/И «Узнай по запаху»

Слайд 12

С помощью чего мы видим и слышим?

Слайд 13

Д/И «Что как звенит?»

Слайд 14,15

Во время совместного исследования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы.

Все занятия с детьми провожу с использованием опытов и экспериментов.

Например: изучая, свойства песка, рассматривая песок через лупу, дети сами сделали вывод, что песчинки разной формы и сыпучие, но если мы смочим песок водой, то песчинки склеиваются между собой и из них можно лепить. В конце каждого занятия подвожу итог. Задаю детям вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что вам было интересно?», «Что еще вы, хотели бы узнать?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен материал детьми. Что и о чём ещё нужно им рассказать.

Эксперименты проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Дети с интересом наблюдают за свойствами снега на прогулках, определяют его качества.

Исследуем свойства воды

Слайд 16

Наблюдаем за таянием льда

Слайд 17

Экспериментируем с красками

Слайд18,19

Чтобы поддержать интерес детей к эрспериментированию, разработала исследовательско- творческий проект «Для чего нужна вода?»

Для привлечения родителей к экспериментальной деятельности в нашей группе организовала мастер- класс «Маленькие исследователи» по экспериментированию совместно с детьми.

Слайды: 20,21,22

Целью мастер- класса:знакомство родителей с экспериментированием в неживой природе

Задачи:

Образовательные:Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

В этом учебном году начали свои исследования с цифровой лабораторией для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»Главный герой- мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир.

Дети узнали, что существует набор, в котором есть цифровой датчик, сделанный в виде

божьей коровки, который обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На занятиях по всем предложенным темам в лаборатории в ходе игры ребенку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

Например, при изучении темы «температура», дети узнали, что разные объекты имеют разную температуру. Познакомились с понятиями : «градус», «ноль градусов», «температура для человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды».

Познакомились с понятием «звук», «звуковая волна», узнали, каким он бывает: «высоким и низким», «громким и тихим» звуки отличаются друг от друга. Наблюдали, как меняется рисунок звуковых волн при игре на ксилофоне, флейте, исследовали звук свистка. Провели исследование со своим голосом.

Работая с лабораторией свет, дети выяснили, что свет- это электромагнитная волна, распространяющаяся от источника света, узнали о влиянии света на жизнь растений и человека, что длительное отсутствие солнечного света зимой отрицательно сказывается на здоровье человека. Измеряли освещенность помещения, силу света фонарика. Узнали, что скорость света очень огромная.

Все исследования очень доступно и интересно проводить с мальчиком «Наураша»

Нам еще предстоит познакомиться с новыми понятиями и поработать в лабораториях

«Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс».

Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, чтодетское экспериментирование, как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным – исследователем, первооткрывателем. И большим помощником в этом будет цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Всем успехов в работе!.

Слайд 23

Прикреплённые файлы:

yeksperementirovanie_ek8i4.pptx | 17000,56 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Развитие экологического образования как нового направления дошкольной.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.

Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Путешествие в страну Кисляндию»Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Путешествие в страну Кисляндию» Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша.

Познание окружающего мира с маленьким гидом по имени Пчелёнок «ПОЗНАНИЕ» - это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных» Цели урока: Образовательные: • создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных,.

Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне» Дата проведения урока: 14.11.2017 г. Учебный предмет: окружающий мир. Класс:4 Школа: МБОУ ООШ №9 Учитель: Степанова Людмила Владимировна.

Конспект ОД «Зрение как орган познания окружающего мира» Тема ОД: Зрение как орган познания окружающего мира Цель: Обогащение знаний детей подготовительной группы об органах чувств Задачи: 1).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание окружающего мира методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД