Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность детей в старшей группе

Филиппова Алёна Анатольевна
Экспериментальная деятельность детей в старшей группе

Экспериментирование – это продуктивный способ познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Значение детского экспериментирования имеет не маловажный потенциал в развитии детей. Лучший возраст для такого детского опыта является именно старший дошкольный возраст, так как данный период является лучшим для исследовательской и познавательной деятельности. Сущность экспериментирования заключается в том, что дети наглядно начинают понимать о различных сторонах исследуемого объекта о взаимосвязи с другими объектами окружающего мира. В связи с таким опытом у детей появляется познавательный интерес, любознательность к процессам окружающей среды, а также пополняются знания, что в дальнейшем благоприятно отразится в процессе школьного обучения.

Публикация «Экспериментальная деятельность детей в старшей группе» размещена в разделах

Особое значение такого метода, как экспериментирование состоит в том, что оно дает детям понимание о сущности исследуемого объекта, о взаимосвязи с другими объектами и их средой обитания. Важность экспериментирования заключается в том, у детей накапливаются знания, улучшаются мыслительные процессы, так как появляется необходимость совершать операции анализа, синтеза и обобщения. Вследствие чего у ребенка расширяются умственные умения.

Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для общего развития детей, были поставлены следующие цели.

Цели:

• Формирование познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования

• Обеспечение условий для образования полного мировидения ребенка с помощью физического эксперимента

• Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи детского экспериментирования :

1. Углубить представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2. Знакомить с разнообразными свойствами веществ, такими как: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и растворимость. Ознакомить ребенка с физическими явлениями (отражение, преломление света, магнитное притяжение.)

3. Развивать представления детей о некоторых факторах окружающей среды: свет, температура воздуха и её изменчивость. Преобразование воды из жидкой, твердой и газообразной, а также отличие состояний друг от друга. Воздух — его давление и сила; Почва - влажность, сухость).

4. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: солнца, земли, воздуха, воды, и их значимости в жизни человека.

5. Знакомить детей со свойствами почвы и входящими в её состав песка и глины.

6. Сформировать у детей понимание о правилах техники безопасности при выполнении эксперимента.

7. Развивать положительное отношение к окружающему миру.

8. Развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

9. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

10. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, проверять их и делать выводы.

В дошкольном образовании произошел пересмотр главных форм и методов обучения детей, существенней стали рассматривать вопрос связанный именно с углублением знаний и изучением методики экспериментирования.

В экспериментальной деятельности существует три блока педагогического развития:

• Организуются специальные занятия по познавательной деятельности;

• Проводится совместная работа педагога с детьми;

• Самостоятельная подготовка ребенка в свободной форме;

Занятия с детьми проходят с учетом их возрастной категории. С детьми старшей группы совместная экспериментальная деятельность проходит один раз в неделю по 20-25 минут. С детьми, которые проявляют больший интерес к исследовательской деятельности, проводятся дополнительные занятия. Данные занятия проводятся в форме контакта взрослый-ребенок, что помогает развить у ребенка активность, самостоятельность, умение принять решение, пробовать делать, что-то новое не опасаясь, что получится неправильно.

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строим по трё м взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.

3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

На занятиях по окружающему миру и на прогулке знакомим детей со свойствами песка, воды, воздуха, магнита, земли, растений.

При выборе темы соблюдаем следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаемся следующей структуры:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Данная последовательность занятия помогает активизировать мыслительную деятельность, вызывая желание у детей проводить самостоятельные исследования. Для положительной мотивации деятельности детей используем различные стимулы: внешние стимулы - новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент.

На занятиях по экспериментальной деятельности немаловажным является оборудование для проведения экспериментов. Различные приборы повышают эффективность, для активации хода саморазвития стимулируя самостоятельную исследовательскую деятельность. Вследствие этого нами создан уголок экспериментирования, состоящий их различного оборудования.

В уголке имеется такое оборудование как:

• Лупа, зеркало, бинокль, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, крупы, листья, бумага, пенопласт и т. д.

Правильное совмещение используемых материалов и средств в уголке экспериментирования помогает детям использовать объекты экспериментирования в познавательной сущности исследуемого предмета, что помогает расширить познавательный опыт.

Для приспособления нахождения необходимых опытов имеется свой информационный учет исследований.

Главным видом детской экспериментальной деятельности, которую используют большинство педагогов, является опыт. В данном процессе деятельности большинство детей принимают активную позицию. Поэтому используемые опыты детям напоминают, своего рода фокусы при этом они сами больше проявляют инициативу. Таким образом, у детей проявляются любознательность, наблюдательность и навыки умения выходить из сложных условий. При этом ребята всячески пытаются индивидуально найти подход к решению задач, а мы способствуем к выполнению решению поставленных целей. В конце занятия дети делятся своими умениями, каким навыками они овладели в период занятия.

Дети с большим интересом проводят опыты с объектами неживой природы: водой и снегом. Главной целью используемых опытов с водой является повышение у дошкольников знаний о воде и ее свойствах.

Опыты с песком. Цель опытов: познакомиться с предназначением и особенностью песка, его возникновением в природе.

Опыты с воздухом. Цель опытов: закрепить у детей понятие «воздух», свойства воздуха и роль в жизни человека.

Опыты с магнитом. Цель опытов: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Проводим различные фокусы. Также проводим совместную исследовательскую деятельность с детьми, в результате которой дети знакомятся со свойствами почвы, растений.

Педагогами не раз проводилась беседа с родителями с целью ознакомления детей на тему опытно-экспериментальной деятельности природных явлений. Также для родителей и воспитателей были проведены консультации по темам: «Огород на окне». Подготовлены методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду и памятка «Организация детского экспериментирования».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что экспериментальная деятельность, связанная с природными явлениями и окружающей средой является неотъемлемым элементом познания детьми сущности окружающего нас мира.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Вода- растворитель» с использованием ИКТ»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Вода- растворитель» с использованием ИКТ» Дети очень любят экспериментировать с абсолютно любыми материалами. Задача педагога сделать эту работу не только интересной для детей, но.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом» Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы,развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес,что.

Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие во времени — от зерна до хлеба» в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Путешествие во времени — от зерна до хлеба» в старшей группе Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного.

Опытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группеОпытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группе Сегодня наши воспитанники побывали в роли учёных и провели опыт "Лава-лампа" из серии опытов и экспериментов "Почему так происходит?".

Опытно-экспериментальная деятельность с молоком, красками и жидким мылом в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность с молоком, красками и жидким мылом в старшей группе Вода — основной источник жизни на Земле. Ею питаются все растения, без неё не выживет ни животное, ни человек. Но как же она попадает из.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Экспериментальная деятельность «Волшебные магниты» в старшей группеЭкспериментальная деятельность «Волшебные магниты» в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 626 имени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность детей в старшей группе
Опубликовано: 5 октября 2023 в 18:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД