Папки-передвижки

Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре

Наида Михаева
Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 91"

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

Взаимодействия с семьями воспи-танников по приобщению детей к народной культуре.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Михаева Н. И.

Г. Махачкала 2018

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре» размещена в разделах

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны: с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, я понимаю, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе его развития. Необходимо способствовать формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья.

Любая педагогическая система не существует без семьи. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье должны быть едины. Мне как педагогу, было важно найти такую форму общения с семьями воспитанников, при которой будет осуществлён поиск взаимопонимания, поддержки в решении задач формирования личности и гражданственной позиции.

Вместе с семьёй мы помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Создание системы нравственно-патриотического воспитания.

На основе совместного обсуждения с родителями воспитанников были определены

цели:

• Объединить усилия семьи и ДОУ в вопросах осуществления нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников на основе формирования интереса к истории и событиям родного города;

• Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи:

Организационные:

1. Разработать Положение и составить план работы Клуба.

2. Выявить запросы родителей и мотивацию участия в работе Клуба. 3. Определить график заседаний и сроки его деятельности. 4. Создать культурно-образовательную среду в ДОУ с учётом особенностей, обычаями и традициями культуры родного края. 5. Разработать пакет методических материалов по знакомству детей с особенностями родного города и сибирского региона, культурой народов, приобщению к истокам культуры малой Родины.

Познавательные:

1. Формировать представления у дошкольников о родном городе, месте, где родился и живёт.

2. Приобщать к истории, событиям города и обычаям его жителей.

3. Познакомить с достопримечательностями, архитектурой, про-мышленными объектами, предприятиями и учреждениями города.

4. Дать представления об известных людях, которые прославили свой город.

5. Создавать условия для знакомства с опытом семейного воспитания, семейными традициями, оказывающими влияние на воспитание ребёнка в семье.

Художественно-эстетические:

Приобщать детей к миру искусства через социокультурную среду города (музеи, выставочный зал, театр, библиотеки).

Воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать интерес к творчеству братских писателей и поэтов.

Социальные:

1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; бережное отношение к природе и всему живому.

2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения города; интерес к традициям и промыслам жителей.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду жителей города, его ветеранам и первостроителям, выполнять посильный труд на благо города.

4. Формировать экологическую культуру детей, прививать осознанное желание участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды.

5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим наро-дам, их традициям.

Вся работа была направлена на максимальную результативность в реализации обозначенных задач, активное вовлечение всех участников образовательного процесса в плановые мероприятия: знакомство с особенностями, культурой и архитектурой родного города, приобщение к истории и событиям города, создание образовательно-культурной среды.

Процесс взаимодействия выстраивается таким образом, что позволяет реализовать принципы системности, научности, доступности, преемственности между различными направлениями, а также принцип регионализации, ориентации на традиционную культуру местности. Этому способствует выбор форм и методов взаимодействия, осознанный отбор содержания воспитательно-образовательного процесса, создание культурно-развивающей среды.

Совместно с родителями воспитанников была осуществлена организация соответствующей предметно-пространственной среды - в группе оформлены познавательно-игровые зоны: библиотека (специальный подбор литературно-художественного материала); игровая зона (дидактические игры и пособия регионального содержания); музыкально-театрализованная зона (эскизы и элементы костюмов, декорации, подборка музыкальных произведений); мини-музей русского народного творчества (репродукции картин сибирских художников, фотоматериалы, иллюстрации); уголок краеведения (материалы о жителях Сибири, коллекции); уголок патриотического воспитания (флаг, герб и т. д.); экологическая зона (материалы о природе родного края); мини-выставочный зал (продукты детско-взрослого творчества); трудовой уголок (инструменты для хозяйственного и художественного труда, алгоритмы действий).

Во время проведения «круглого стола» по теме «Давайте познакомимся!» были организованы: выставка детских рисунков «Семья глазами ребёнка»; анкетирование членов Клуба «Что хранит ваша память о родном городе»; выставка «Из истории города Братска»; аукцион «Любимая игра моей семьи»; совместное детско-взрослое творчество «Город моей мечты».

В рамках гостиной «У свечи: семья сильна своими традиция-ми» обратила внимание родителей на влияние семейных традиций на семейное воспитание ребёнка. Для этого использовала следующие методы и приё мы: обмен мнениями участников «Семейные традиции, какие они»; фотовыставка «Из поколения в поколение»; рассказы участников о семейных реликвиях; поэтическая страница «Люблю тебя, мой город Братск» - чтение любимых стихов, исполнение песен, мини-инсценировки; выставка репродукций братских художников; обмен мнениями о традициях украшения своей квартиры «Картины в моём доме».

По инициативе родителей было оформлено групповое издание «Секреты семейной педагогики», где каждая семья оформила свою страничку (Сколько лет существует семья. Какие традиции вы переняли от своих родителей в свою семью. Какие традиции есть в семье. Как помогают традиции в воспитании ребёнка. Как помогают в воспитании ребёнка традиции группы. Советы родителям группы).

Во время проведения конкурса «Знатоки родного города» дети вместе с родителями не только демонстрировали свои знания о городе, но и пополняли свои представления и знания. По результатам конкурса были оформлены фотоколлажи, для взрослых членов семьи предложены памятки «Что можно спросить у ребёнка о городе Братске».

Работа с детьми в данном направлении осуществлялась в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

• “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

• непрерывность и преемственность педагогического процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Воспитательно-образовательная работа осуществлялась в соответствии с современными требованиями к деятельности с дошкольниками: модель детско-взрослой деятельности характеризуется комплексным подходом, обеспечивает интеграцию разных образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность, физическая культура и здоровье.

Познавательная деятельность является основной формой знакомства детей с родным городом. В ходе познавательной деятельности дети узнавали много нового, закрепляли имеющиеся знания. Беседы на тему «Моя семья», «Город», «История города Махачкала», «Труд моих родителей – его ценность» повышали детскую мыслительную активность. Этому помогали приё мы: вопросы, индивидуальные задания, рассматривание иллюстраций, сравнения. В ходе познавательной деятельности учила детей самостоятельно анализировать увиденное, услышанное, делать обобщения, выводы. Предлагала найти ответ на поставленный вопрос у родителей и других членов семьи. Составляя творческие рассказы на тему: «Мое любимое место в городе», «Где мы любим отдыхать с семьей, «Каким бы я хотел увидеть свой город в будущем?» дети учились сравнивать наблюдать, анализировать увиденное и услышанное. Дети с родителями составляли кроссворды на темы: «Предприятия города», «Улицы родного города», «Птицы»; в ходе этой деятельности они применяли уже имеющиеся у них знания на практике. Особый интерес вызвал проект «Когда мои мама и папа были школьниками», в результате реализации которого была создана книга историй из семейной жизни.

Большое значение при знакомстве детей с городом имеют экскурсии. Дети имели возможность наглядно убедиться, что наш город неповторим, он славен своей историей, традициями, памятниками, достопримечательностями, лучшими людьми. Дети получили много положительных эмоций, делились своими впечатлениями друг с другом и родственниками. И хотя многие получаемые впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. При планировании экскурсий я четко продумывала, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного города.

Собран гербарий растений Сибири, создан вариант «Красной книги», собрана коллекция минералов и камней.

Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Полученные сведения и приобретённые знания, дети используют в сюжетных играх, строительных и дидактических. Большой интерес вызывают у детей игры в «Поездки и путешествия по улицам родного города», «Путешествие в лес», игры со строительным материалом «Мой дом и улица», «Мы строим город», «Где я люблю бывать в городе Махачкала» и др.

Использую такие дидактические игры, как: «Назови друзей леса», «Кому, что нужно для работы», «Пазлы» (достопримечательности города, «Что перепутал художник?», «Где ты живёшь?», «Предприятия Братска» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Защитники Родины», «Пожарные» и др. Благодаря игровой деятельности знания детей закрепляются, а сведения систематизируются; дети делятся своим жизненным опытом друг с другом.

Знакомим детей не только с современным городом, но и его историей, приобщаем детей культуре своего города, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Дети должны понять, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие национальные и общест-венные праздники и т. д.

Отдельные темы приурочиваю к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того объединяем в одной теме разные виды деятельности: художественное слово, рисование, конструирование, труд, музыку.

Для успешного художественно-эстетического развития детей при ознакомлении с культурным наследием города были организованы регулярные знакомства с художественными произведениями, представленными в городском выставочном зале.

Таким образом, при активном взаимодействии с семьёй у детей формируются духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» В МДОУ ___ в период с.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьями воспитанников» Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Проект «Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ и семьями воспитанников ДОУ» .

Презентация «Проектная деятельность «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников ДОУ» Презентация проектной деятельности «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников ДОУ» Слайд 1 Взаимодействие воспитателей с семьями.

Самообразование «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Самообразование по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Ведущей целью взаимодействия ДОО с семьей является создание необходимых.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников Взаимодействие детского сада «Умка» с семьями воспитанников Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста" Учебный год.

Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Наглядная информация Папки – передвижки для родителей на тему «Закаляйся, если хочешь.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наида Михаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 14:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД