Получи документы

Социальная компетентность воспитанников детских домов

Ишбаева Альфира
Социальная компетентность воспитанников детских домов

Главной целью современного образования, является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных компетенций, свободно ориентироваться, само реализовываться, само развиваться и самостоятельно принимать решения в условиях быстро меняющегося мира. Данная цель имеет прямое отношение к воспитанникам детских домов, которые с детства находятся под патронатом государства. Основное назначение детского дома, как социального института, призванного заменить ребенку семью – это помощь в социальной адаптации и подготовка воспитанника к успешной самостоятельной жизни в обществе. Одна из основных – успешно адаптироваться в современном обществе и самостоятельно идти к достижению своей цели.

Публикация «Социальная компетентность воспитанников детских домов» размещена в разделах

Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, и после окончания обучения они выпускаются в открытый социум. От того, насколько они подготовлены к самостоятельной жизни и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Воспитанники в силу своего предыдущего жизненного опыта имеют своеобразное понятие о социальных отношениях. Пребывание в закрытом учреждении формирует у них особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя детский дом создает максимальный фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с другими людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества других в социуме. У детей не удовлетворены многие социальные компетенции, например, в неформальном общении, самоутверждении, самостоятельности. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни, правильная оценка окружающей действительности. И сегодня традиционные подходы к воспитанию и организации жизни детей в детском доме не могут нас удовлетворить, особенно с учетом существенных требований и изменений, произошедших за последнее время в обществе.

Особенности развития воспитанников детского дома можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики социально-бытовой ориентации. Поэтому актуальным является внедрение инновационной технологии, направленной на воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома.

Содержание понятия социальной компетентности может рассматриваться в аспекте компетентного и социального явления. В толковом словаре русского языка понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией, т. е. есть правами и полномочиями. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений. Социальная компетентность – это система знаний индивида о социальной действительности и о себе, сложная система социальных умений и знаний, взаимодействия сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся обстановку.

Социальная компетентность – комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик индивида, определяющий уровень его взаимоотношений с обществом. Компетентность включает различные компетенции, в структуре которых выделяют поверхностную часть, включающую знания, умения и навыки в определенной области, а также ядерную, состоящую из потребностей, мотивов и ценностей человека.

Итак, под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанников, позволяющий им обладать необходимыми правами и обязанностями, знаниями, умениями, навыками и быть конструктивными в основных сферах деятельности личности.

В последнее время в отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться во взаимосвязи с качеством образования, с тем, каким должен быть обучающийся, как личность, гражданин. В обобщённом виде данный феномен включает различные виды готовности к определё нным видам жизнедеятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором он есть и ему жить; творческому отношению к деятельности в любой сфере; к сохранению и укреплению своего физического, психического и социального здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Этой проблеме свои исследования посвятили многие ученые, педагоги и психологи: И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых, Н. Н. Денисевич, Н. М. Дж. Боулби, И. Лангмайер, З. Матейчек и др. Большинство исследователей отмечают, что выпускники детских домов и школ-интернатов, лишенные в детстве необходимого опыта семейной жизни и семейной поддержки, в большинстве случаев, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социальной среде. У многих подростков искажено представление о тех или иных социальных ролях, о будущем, о представителях противоположного пола, несформированы элементарные социальные навыки. У многих подростков сохраняется низкая самооценка, самоуважение и неуверенность в себе. Они тревожны, несамостоятельны, не умеют строить социальные отношения, управлять своим настроением и поведением. Поэтому становится очевидной необходимость оказания целенаправленной педагогической помощи подросткам в образовательном учреждении в развитии их социальной компетентности с учетом возрастных норм социализации.

Исходя из определения сущности понятия социальная компетентность, в процессе развития могут быть решены следующие задачи:

- выявление и развитие личностных возможностей в процессе творческой самостоятельной активной жизненной позиции;

- осознание и принятие социальных норм, способствующих формированию готовности нести ответственность за выбор собственного поведения;

- развитие критического мышления;

-создание условий для освоения новых социальных ролей, расширения социальных связей.

Технология воспитания социальной компетентности у детей детских домов предусматривает разработку моделей деятельности участников воспитательного процесса. Именно модель деятельности, а не модель участников. Деятельность воспитанников дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки.

Результатам учебы в школе мы придаем социальную оценку. В конце каждой четверти и учебного года проводится подведение итогов. В процессе подготовки домашних заданий приучаем детей к самостоятельности, ответственности, правильно организовывать свое рабочее место, свою работу.

Трудовая деятельность воспитанников проявляется в выполнении дежурства по детскому дому, хозяйственно-бытовых мероприятиях, в труде по самообслуживанию и художественно-творческих занятиях, в выполнении конкретных трудовых поручений.

Мы хорошо понимаем, что ограничение индивидуального выбора воспитанника приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. Поэтому придаем самостоятельной деятельности воспитанников в детском доме большое значение. Эта деятельность проявляется на занятиях в кружках, спортивных секциях; в участии в играх, их организации; в занятии декоративно-прикладным творчеством, в деятельности по интересам и увлечениям, а также во включенности воспитанников в самоуправленческую деятельность.

Идеи и принципы в формировании социальной компетентности.

Принцип педагогического стимулирования социальных проб.

- ребенок должен сам решать возникшие проблемы, в случае необходимости ему только надо помогать в этом;

- поощрение преодоления трудностей – важная задача педагога;

- принятие решений ребенком никогда не должно осуждаться педагогами, даже если это решение, по их мнению, неправильное;

- необходимо помочь ребенку понять его удачи и ошибки, последние – удачным предупреждением более серьезных затруднений;

- надо учить ребенка страдать, не озлобляясь на окружающих;

- стимулировать формирование собственной позиции ребенка, даже не совпадающей с позицией педагога.

Принцип вариативности организации работы с детьми

Выбор дела – это право ребенка;

Дети должны сами организовать свою жизнь и сами искать способ лучшей организации;

Необходимо постоянно расширять диапазон деятельности и ролей детей;

Важно научить ребенка различать понятия «хочу» и «надо», отмечая при этом важность реализации того и другого.

Принцип организации личного пространства ребенка.

Обеспечение гарантии неприкосновенности права каждого ребенка на выбор сферы деятельности и своего окружения (то есть мы не должны навязывать ребенку с кем ему играть или общаться);

Создание условий для обустройства им своей среды (расстановка мебели, украшение стен)

Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности.

Радость всех – радость каждого; горе одного – горе всех;

Помогая другому, каждый помогает себе;

Взрослые должны переживать за успехи и неудачи детей, а дети – за успехи и неудачи взрослых;

Правила, которые приняты в коллективе, должны выполняться всеми, взрослыми и детьми:

Принцип развития самодеятельности и инициативы детей.

Если детям отданы полномочия, то нельзя без серьезных оснований отбирать их;

Необходимо создавать условия для самореализации каждого и самореализации всех.

Принцип нравственного обогащения социальной среды.

Любое отклонение от нравственной нормы должно восприниматься как социальная болезнь;

В коллективе единая мораль для взрослых и детей;

К информации о событиях и поступках у детей должно формироваться избирательное отношение. Конечно не без нашего участия.

Нужно каждый день делать добро;

Осуждая зло, нельзя быть злым.

Оценка уровня развития социальной компетентности может служить одним из критериев качества образования и воспитания в современных условиях.

Сегодня оценка эффективности формирования социальной компетенции у детей в образовательной среде затруднена в связи с отсутствием соответствующих методик.

В качестве диагностических инструментов мы используем психологические тесты и опросники, сгруппированные в соответствии с ключевыми компетенциями. Так, для изучения особенностей развития компетенции «Я – ученик» используем тест «Учебно-познавательная мотивация», компетенции «Я – самоопределяющаяся личность» - опросник профессиональной готовности (ОПГ, компетенции «Я – успешная личность» – опросник самооценки Г. Н. Казанцевой, тест «Мотивация достижения успеха и боязни неудач», а также методики «Оценка стратегий и моделей преодолевающего поведения» Н. Е. Водопьянова.

Сформированная социальная компетентность - это цель любой воспитательной программы, ядро социализации. Социальная компетентность позволяет личности анализировать повседневную ситуацию, прогнозировать ее развитие, планировать различные варианты поведения других людей, дает возможность сотрудничать, самостоятельно и ответственно действовать на основе собранной и обработанной социальной информации. Процесс формирования социальной компетентности у воспитанников детского дома должен учитывать специфику условий реальной жизни современного человека, так как человек сегодня имеет обширные социальные отношения и связи, выполняет сложные социальные действия, которые должны быть освоены личностью уже в период взросления.

Таким образом формирование социальной компетентности у воспитанников детского дома направлено на решение главной задачи – воспитание нравственной, физически здоровой личности, адаптированной на формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Содержание образования, педагогические технологии в детском доме разрабатываются так, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.

Публикации по теме:

Консультация «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов» Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Коммуникативная компетентность педагога «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» Джим Рон. Воспитатель.

Конкурс талантов среди воспитанников детских садов Под звуки фанфар ведущий вместе с ребенком входит в зал. Ведущий: От сердца к сердцу теплотой делясь, Рассеются все будние тревоги, Шагает.

Конспект занятия «Рисование домов-полудомков Нижегородского Поволжья»Конспект занятия «Рисование домов-полудомков Нижегородского Поволжья» Тема занятия «Рисование домов-полудомков Нижегородского Поволжья»Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа). Цель: Воспитание.

Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников. Задачи: 1. Уточнить.

«Букет из детских ладошек». Поздравление с Днем дошкольного работника от воспитанников второй младшей группы«Букет из детских ладошек». Поздравление с Днем дошкольного работника от воспитанников второй младшей группы Поздравление с днем дошкольного работника от воспитанников второй младшей группы. Букет из детских ладошек, украшенный бабочками. Лучший.

Программа «Психологическая компетентность дошкольников» Пояснительная записка Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности.

Социальная акция «Обними маму!»Социальная акция «Обними маму!» В рамках долгосрочного познавательно-творческого проекта "Моя семья" в нашей группе для детей с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие.

Социальная акция по ПДД «Засветись» Социальная акция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Засветись» Алёхина Наталья Сергеевна Воспитатель высшей.

Социальная игра Тропинка Цель: развитие умения действовать сообща, в команде. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность. Возраст: 6—7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная компетентность воспитанников детских домов
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 12:24
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная компетентность воспитанников детских домов» (включая файлы) размещена пользователем Ишбаева Альфира на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД