Лучший педагог года

Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)

Наталия Высоцкая
Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)

Доклад

Тема: Слушание классической музыки на музыкальных занятиях

(парциальная программа О. П. Радыновой

«Музыкальные шедевры», из опыта работы)

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детского сада общеразвивающего вида №11» с. Сватково Сергиево-посадского р-на Московской области

Высоцкая Наталия Владимировна

Публикация «Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“)» размещена в разделах

Музыка. какой разной она бывает: ласковой, нежной, грубой, злой, спокойной, умиротворенной и взволнованной. Музыка может повышать настроение, раздражать и доводить до слез, а может наоборот улучшить плохое настроение, успокоить, развеселить, например: дети пришли с прогулки - они возбуждены, и чтобы их привести в такое состояние, чтобы они могли воспринимать материал, который я им лаю на занятия, то я провожу первым слушание, соответственно подбираю для этого произведение. Или же наоборот, чтобы как-то пробудить ото сна можно провести музыкально-ритмические движения, а можно дать слушание^ но опять таки учитываю состояние детей и соответственно подбираю репертуар, например: чтобы детей успокоить, дать для слушания : П. Чайковского «Ноктюрн», Ф. Шуберта «Аве Мария», Вивальди «Зима», или же наоборот, произведения с более ярко выраженным контрастным по настроению характером, Р. Шумана «Порыв», «Дед Мороза», Баха «Шутку» и т. д.

Музыка, как и люди, может появиться и исчезнуть со временем, состариться и умереть. И даже умереть молодой, а может прожить вечно и тогда эта музыка становиться шедевром. Почему, когда человек слушает музыку не остается равнодушным, она всегда вызывает какие-то чувства и эмоции. Да потому, что музыка -это интонационное искусство, через интонацию она выражает огромное богатство эмоций, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыковедения Б. В. Асафьев подчеркивал связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыки, есть определенный тонус звучания, который он назвал речью чувств, состояния тонового напряжения. Б. В, Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой интонационный словарь эпохи.

Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив, у него еще не сложились интересы, привычки, вкусы. Именно сейчас - в дошкольном возрасте у детей формируются представления о красоте, И очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто мог показать, рассказать, что музыка бывает не только развлекательная, но и та настоящая которую человечество отобрало: сохранило и донесло до нашего времени.

Я очень рада, что отношусь к тем людям, которые дают возможность детям изучать наследие мировой культуры. По программе О. П, Радыновой, я работаю тринадцатый год, а с ее книгой «Слушаем музыку» все мы знакомы еще раньше, но там рекомендации только для старшей и подготовительной группы. Уже тогда, сравнивая репертуар, рекомендуемый программой Васильевой и репертуар Рады новой, я пришла к выводу, что, давая детям слушать классическую музыку, добиваюсь большего успеха в развитии эмоциональной отзывчивости, внимания, воображения, образного мышления, развития речи (обогащение словарного запаса).

Вся работа нашего сада основывается на образовательной программе «От рождения до школы», а также парциальной программе «Экология в детском саду» Николаевой С. Н., и «Добрый мир» Шевченко Л. Л.

Ведь не секрет, если ребенок будет здоров и у него будет хорошее настроение, то он успешнее и эмоциональнее воспримет окружающий мир. На своих занятиях я использую еше и парциальную программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Детям с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Поэтому уже впервой младшей группе я даю для слушания музыку П. И. Чайковского, Майкапара, Шуберта, Шумана. Ведь образ деревянного солдатика, лошадки, мотылька, они могут передать и в движении. Детям среднего возраста доступны более сложные произведения такие как: Дюкамен Л. К «Кукушка», С. Майкапар «Раздумье»,С. Прокофьев «Раскаяние». когда они могут не только определить характер, настроение, но и слышать изобразительность, а потом все это передать в рисунках. Слушая и сравнивая «Шутку» Баха, «Юмореску» Чайковского,

«Скерцо» Чайковского и «Юмореску» Щедрина дети сравнивают разные оттенки шутливого настроения (добродушную шутку, насмешливую или злую) и они говорят, что добрая шутка- это хорошо, а вот сарказм, издёвка- это обидно, и что дразниться, обзываться, злорадствовать - плохо. И, действительно, в группе дети стали более по доброму относиться к друг другу. В старшей и подготовительной группах дети могут ответить на вопрос: «Как музыка рассказала? О том или ином образе», например: при сравнивании произведений: Чайковского «Зимние утро», Г. Григ «Утро», дети давали полные ответы на мои вопросы: сколько инструментов звучало, какие, где происходило действие, какое настроение в музыке, и потом все свои эмоции они перенесли на лист бумаги.

Развивая эмоции, интересы, мышление, вкусы ребенка я формирую основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культуры, именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого В целом зависит их последующее музыкальное и обшее развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни. С воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. После того как дети прослушали «Болезнь куклы» Чайковского3 воспитатели больше не увидели кукол лежащих на полу; прослушав «Подснежник» Чайковского дети стали более бережно относиться к цветам.

Все слова-характеристики как «нежное», «задумчивое», «мягкое», «колючее» - это всё слова образы и применять их по отношению к музыке детям затруднительно, т. к. они привыкли к другим значениям. Например: «колючая иголка» или «мягкая подушка» или «светлая бумага» и т. д. Тогда я придумала такую подсказку: на маленьких карточках нарисовала (графически) разные

образы. кактус, туча, солнце смеётся, солнце грустит, мячик, подушка, снежинка, лента и т. д,. Слушая музыку, дети смотрят на карточки и подбирают образные характеристики, например. Мусоргский «Слеза», подходят карточки: солнце грустит, дождик, туча и т. д., потому что когда капает дождик, то хочется плакать, настроение грустное, печальное, ненастное, плаксивое и т. д. Таким образом,я помогаю обогатить, расширить словарный запас детей.

Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца., объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке»,

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения музыки двигательными реакциями (вокализация, мелкие движения пальцев и т. д.)» поэтому движения очень хорошо и успешно использовать как прием активизирующий осознание детьми характер мелодии, качество звуковедения, средств музыкальной выразительности, например: при слушании Грига «Утро» дети показывали руками как восходило солнце, как первые лучики скользили по горам, просыпались птицы, деревья, цветы. Когда слушали Д. Кабалевского «Ёжик» дети пальцами показывали, какие у ёжика колючие иголки; К. Сен-Сане «Слон» они расхаживали по залу как слоны, тяжело ступая, но не топая.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю- узнаю; когда делаю-запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания, например: Если только прослушать «Деревянных солдатиков» Чайковского, дети могут запомнить и композитора, и произведение, но если они прошагают, как солдатики, то через движения музыка

останется у них в сердце.

Конспекты, которые предлагает О,П. Радынова, объединяют различные виды музыкальной и художественной деятельности - слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, изобразительное творчество, театрализацию, пение. Моя задача активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки, прежде всего в музыкально-ритмических движения, а также в оркестровке, инсценировках, театрализациях, рисовании - в различных видах музыкальной и художественной деятельности. Что бы дети накапливали положительный эмоциональный опыт её восприятия и творческой деятельности. В этом мне помогает образовательная программа «От рождения до школы» Веракса, в которой предусмотрены комплексные занятия.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации-способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Накопление опыта впечатлений детства это важно не только для музыкальной, но и обшей культуры.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)
Опубликовано: 9 июля 2014 в 13:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Высоцкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД