МААМ-картинки

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Екатерина Игоревна Алехина
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Сказка - источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка-это средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.

Публикация «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует Сказка.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций ориентируемых на освоение экономических понятий :

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

Сказки, отражающие труд людей, трудолюбия, бережливость, расчётливость;

сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство.

Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

В данном докладе, я предлагаю привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения - с учетом их экономического поведения. Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества.

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями :

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о деньгах :

К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г. Х. Андерсен «Огниво»

А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»

Народные сказки «Лисичка со скалочкой»;

«Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;

«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;

«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;

«Кошелечек» «Золотая антилопа»,

«Али-баба и сорок разбойников»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже :

Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников Содержанием экономически воспитывающей среды выступают: • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны, •.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Библиотека изображений:

Публикация Сказка как средство экономического воспитания дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Игоревна Алехина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 января 2024 в 16:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД