Получи документы

Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями

жанна сухоносенко
Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями

(из опыта работы)

Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в работе воспитателя. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.

Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и взаимного педагогического воздействия на ребёнка.

Публикация «Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями» размещена в разделах

Родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку двойную защиту: эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.

Чтобы найти подход к членам семьи ребенка необходимо понимать, что и мамы, и папы прежде всего хотят внимания педагога к своему ребенку, проявления теплого, доброжелательного отношения. Тревога родителей, их недоверие, настороженность, как правило, проходят, когда они убеждаются в присутствии этих качеств во взаимоотношениях воспитателя с их сыном или дочерью.

Воспитатель дошкольного учреждения ежедневно общается с родителями - с одними чаще, с другими реже. И каждый из них требует особого внимания, индивидуального подхода, как и дети. Одни нуждаются в советах, другие - помощи в самообразовании по вопросам воспитания.

Из опыта работы по взаимодействию воспитателя с родителями хотелось отметить следующее:

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нему и детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход к родителям. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать сложившуюся ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество с родителями. Необходимо создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрировать заинтересованность воспитателя, желание разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Но проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

1. Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях.

2. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).

3. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для любого человека звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при общении, приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Грамотным поведением, разумным советом мы сближаем педагогические позиции, помогаем и родителям, и ребенку. Если вопрос, с которым родитель обратился к вам, сложен и вы не можете сразу дать на него ответ, то не стоит отделываться общими фразами. В таких ситуациях лучше честно признаться, что вы пока не готовы ответить на этот вопрос, но обязательно вернетесь к нему, обсудите совместно после обращения к специальной литературе по интересующей проблеме. Возможно, что уместным окажется и приглашение для беседы, консультации родителей в детский сад специалиста.

Не следует бояться, что такое поведение подорвет ваш авторитет. Напротив, оно лишь еще раз подтвердит родительское мнение о вас, как человеке честном, небезразличном к детям, серьезно относящемся к родительским заботам, тревогам.

И, конечно же, ни в коем случае не давать основания своим поведением зародиться мысли, что общение с ними для вас обременительно, в тягость, «вам не до них». Лишь проявляя внимательное, уважительное отношение к родителям, можно наладить с ними контакт, вызвать желание к сотрудничеству.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей необходимо повышать их педагогическую культуру, через разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я всегда веду по нескольким направлениям:

информационно-аналитическое (изучение семьи, ее особенности); познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей); наглядно-информационное (донести до родителей любую информацию); досуговое (совместные мероприятия с родителями).

Для того, чтобы реализовать поставленные задачи использую разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Прежде всего это информационно-аналитическое направление (изучение семьи, ее особенности).

Я должна познакомиться, изучить все семьи воспитанников, установить контакт с ее членами, выяснить образовательные потребности родителей.

Начать работу можно с анкетирования, например, «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую особенности родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Здесь же использую педагогическую технологию «Портфолио», где есть разделы «Моя семья», «Генеологическое древо моей семьи», которые дополнят информацию о семьях воспитанников.

Познавательное направление (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей).

Конечно же, основной формой работы по педагогическому просвещению семьи являются родительские собрания. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда участвуют дети, например, родители принимали участие в изготовлении нестандартного оборудования на привитие дошкольникам навыков здорового образа жизни, а дети демонстрировали, как они используют разнообразные игры. Часто собрания с родителями сопровождаю показом презентации, видео о жизни детей в детском саду.

Интересной формой сотрудничества стало проведение мастер-классов, с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях, например, «Нетрадиционные техники рисования», «Изготовление кукол-оберегов» и др.

Куклы-пеленашки вызвали огромный успех особенно у детей, потому что они легко и быстро делаются из кусочков ткани. Дети с ними играют с большим удовольствием дома и в ДОУ. слайд

Куклы-обереги мы поместили в наш «Музей старины», созданный усилиями воспитателей, родителей и детей нашего детского сада. Таким образом, мы все вместе сохраняем и укрепляем народные традиции.

Проектная деятельность способствует не только развитию творчества и познавательных способностей, но и развивает навыки сотрудничества с родителями.

Проект «Встречи с интересными людьми»

В преддверии праздника "День матери", в нашей группе была организована интересная встреча. Гость – мама Наталья Сергеевна, которая рассказала ребятам о своей профессии - продавец в «Магнит – косметик», сделала фотографии своего места работы, так ребятам стало понятно где и чем занимается мама Софии.

Проект «Служу России»

Гостем нашей группы стал папа Александр Александрович. Он рассказал ребятам о службе в 523 гвардейском учебном мотострелковом Краснознаменном полку, в разведывательной роте. Показал армейские фотографии. Провел физкультминутку "Мы сильные" и две игры на ловкость и внимание, которые очень нужны солдатам. В конце встречи дети спели песню "Бравые солдаты".

Проект «Мамино увлечение»

Гость нашей группы - мама Анна Александровна. Она очень интересно рассказала о своем увлечении – делать из атласных лент бантики, заколки для волос, галстуки и бабочки для мальчиков. Гостья принесла свои замечательные работы, инструменты, атласные ленты и показала, как получаются такие замечательные вещи. Детям очень понравилось, ведь они тоже постарались, делая заколки и бантики.

Совместное создание предметно - развивающей среды группы очень сблизило и воспитателей, детей и взрослых. Все вместе с удовольствием пополнили группу новыми с-ролевыми играми и атрибутами к ним: «Магазин», «Парикмахерская», маркер игрового пространства «Больница» и «Гараж».

Родители вместе с детьми активно принимают участие в различных акциях, конкурсах на уровне ДОУ, района и области.

Акции: «Подарите игрушку в группу», «Бессмертный полк», «Сбор макулатуры», «Подарите книгу» и др.

В рамках Международного дня детской книги в группе проходят литературные чтения. Как всегда, к нам приходят родители со своими произведениями из домашней библиотеки и читают их.

Конкурсы: «Дорога глазами детей», «С заботой о зимующих птицах» и др.

Сделанные кормушки мы вывешиваем на территории детского сада и первое, что дети делают, собираясь на прогулку, берут приготовленный корм для птиц, чтобы не забыть. Это очень радует!

Вот такая совместная деятельность дает возможность заинтересовать родителей и приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду, стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка.

Наглядно - информационное направление включает в себя и родительские уголки, папки - передвижки, буклеты, памятки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Учим вместе с детьми» и т. д., в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности:

-все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформлены;

-содержание регулярно обновляется, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

-оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы).

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и просто словесно и в рубрике уголка для родителей - «Благодарность». Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда они читают благодарность в свой адрес или им вручают грамоты.

Также у нас есть сайт детского сада, родительская группа в ватсапе, где родители могут узнать о всех интересующих их вопросах воспитания.

Мы делимся с ними новостями, выкладываются фотографии с занятий, праздников. Родители также с удовольствием оставляют отзывы, комментарии.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей : «Золотая осень», «Зима-Красавица», «9 мая», «Лето красное-время прекрасное».

Фотовыставки: «Как я провел лето», «Мои зимние каникулы», «Папа на работе», «Как я помогаю маме на 8 Марта» и др.

Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.

Традиция поздравлять открыткой 27 сентября воспитателей и всех сотрудников детского сада с профессиональным праздником с «Днем дошкольного работника».

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, другими детьми, но и с родительской общественностью в целом.

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских утренников. Как правило, в течение учебного года проводится 3 крупных праздника с участием родителей : праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Также отмечаем «День Матери», 23 февраля и Масленицу.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Детям хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В результате нашей многогранной совместной деятельности проявляются позитивные эмоции общения, родители становятся более коммуникабельными, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте воспитания детей.

Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты.

Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка!

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Заповеди воспитателя детского сада Готовясь к очередному педсовету,использовала очень хороший материал - заповеди для воспитателей. Решила поделиться ими с Вами. Я думаю,.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Фотозарисовка «Размышления воспитателя детского сада или жизнь в самоизоляции»Фотозарисовка «Размышления воспитателя детского сада или жизнь в самоизоляции» Уже четыре месяца, как я осталась без работы и второй месяц самоизоляции. Чувствую, что до лета работы так и не будет. Не знаю почему,.

Библиотека изображений:

Публикация Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем жанна сухоносенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями
Опубликовано: 27 марта 2023 в 23:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД